читать дальше...
Наверное Маэстро привёз в город хорошую погоду за собой из Германии, хотя за день до концерта в городе бушевала сильная гроза.
На этот раз вместе со мной пошла знакомая. Мы вместе проработали чуть больше семи лет и она последние два с половиной года слушала мои восхищенные вздохи и эмоциональные рассказы на тему: "ах, как играет...как играет, какой умница"))). И таки пошла со мной на концерт. Мне была интересна её реакция - человек любит классику и, как я думала, относится к тому типу людей, которые считают, что на классическом концерте всё должно быть чопорно и...классически)). То есть солист должен выходить на сцену исключительно в смокинге....как минимум)). Но всё оказалось несколько не так, как я ожидала)).
Итак....23 мая 2016 года. Мы посидели в кафе - хороший обед, кофе с пироженками, а как же. И пошли к залу.
Большая афиша, обязательно фото для истории. Ну почему опять только у КЗЧ? ((
Опять - несмотря ни на какие препятствия, полный зал. Это было в фойе незадолго перед концертом:
Лишние билеты снова спрашивают у входа в зал и в фойе. Одна дама лет шестидесяти упорно почему-то спрашивала лишний билетик у меня)). Я, кстати, видела её потом в зале, в первом ряду партера)). Пришла хозяйка билета на место, где сидела сия особа и безбилетница ушла дальше)). Век живи, век учись ...как на аншлаговый концерт без билета попадать)).
Зал. Усаживаюсь на своём месте. За моей спиной, в четвертом ряду, какая-то дама лет пятидесяти довольно громко и эмоционально рассказывает соседу или соседке о том, как она узнала о том, что на свете есть такой скрипач Дэвид Гарретт. Поскольку рассказывает довольно громко, перебивая мне все остальные звуки зала, поневоле прислушиваюсь. Впрочем, ничего нового - искала, чтобы послушать/посмотреть то ли на ютубе то ли в Фэйсбуке, нажала на первую запись, чьё название чем-то привлекло....и вот, собственно. Так и живет))).
И вот уже такое знакомое... третий звонок, заполненный зал постепенно затихает... меняется освещение - в зрительном зале полумрак, сцена освещена чуть ярче. Вышли музыканты Национального Филармонического оркестра России. Аплодисменты))). Традиционная благодарность спонсорам - компании - организатору концерта и отелю где, как я понимаю, останавливается Дэвид)). Объявление о запрете съёмки и забавная реакция у меня за спиной:
- Как нельзя снимать?))) - с такой обиженной интонацией, слегка с претензией))). Что - то вроде "а разве в стоимость билета съемка не входит? "))). Нет, драгоценная, не входит)). Но, надо сказать честно, телефон дама опустила.
И вот начинается самое главное. Музыкальное действо. Объявляют Маэстро - Гарретта и Спивакова и музыканты выходят на сцену. Теперь уже можно написать - как всегда, под шквал аплодисментов))). Я не знаю, воспринимает ли Дэвид эту реакцию зрителей, поскольку все же играть, солировать и в голове целый концерт и он должен слышать в первую очередь оркестр ..и вот оно, сейчас начнется...но хочется думать, что слышит))).
Аплодисменты постепенно стихают и...началось музыкальное действо....
Вообще я редко "вижу" музыку. Так чтоб в картинках и иногда даже с сюжетной линией. Исполнение Дэвида тот самый редкий случай)). Непосредственно на восприятие программы вечера наложилось, видимо, то, что я читаю сейчас краткую биографию Петра Ильича Чайковского. И, наверное, поэтому "сюжет" концерта в исполнении Дэвида - эпоха, в которой жил и творил композитор.
Итак... всё опять повторилось...в чём то. Маэстро вышли на сцену, раскланялись, Спиваков повернулся к оркестру. Дэвид поприветствовал первую скрипку оркестра (я правильно называю, да?)), поднес к уху скрипку, чуть тронул кончиками пальцев струны, послушал что сказала Страдивари в ответ, кивнул Владимиру Теодоровичу...и началось.
Лето...не знаю почему, но вижу лето...дворянское поместье. Средняя полоса России, огромные луга, зеленое поле, с точечками цветов. Мелкие, едва заметные в зеленом разнотравье разноцветные пятна, едва слышно гудят пчелы... - это оркестр играет. А Дэвид стоит в центре, чему-то улыбаясь, иногда чуть кивая головой в такт музыке и прикрыв глаза. Интересно - а чему?)) Ведь, наверное, в это время ты держишь в памяти весь концерт, нота за нотой и слушаешь, чтобы не пропустить тот момент, когда вступать тебе....
.... А вот...а вот по лугу танцуют солнечные зайчики, какой-то свой, только им понятный танец. Высоко в ярко-голубом небе, так высоко, что с земли едва видно, летают птицы, напергонки с солнечными лучами. Стрижи, ласточки или ещё кто? А не знаю))). Непонятно… На этой солнечной картинке запела скрипка в руках Маэстро Дэвида. А я вдруг включаюсь в восприятие окружающего... и вижу, как стремительно летят, едва касаясь струн…..летают по инструменту пальцы Дэвида.... Ни одно фото не передает этой картины, да и видео не всегда:
Солнечные зайчики тем временем ведут дальше - к поместью. Широкая дорога, по которой одна за другой к входу в дом подъезжают кареты. Выходят дамы и кавалеры. В открытые окна бальной залы слышна музыка - торжественно - парадная. В кино под такую гости входят в бальную залу королевского дворца)). Откуда всплыла картинка? Да без понятия)). Музыка ведёт. А на сцене в это время в музыке живет Владимир Теодорович со своими музыкантами.
... Пары кружатся в танце по залу. В лучах солнца блестит золотом натертый до блеска паркет... - это вновь на фоне оркестра запела Страдивари.... Уже какой концерт задаю себе этот вопрос - Дэвид как это у тебя получается? Я слушаю...стараюсь слушать разных музыкантов и слушала этот же концерт в исполнении твоего учителя, Ицхака Перлмана. Красиво, элегантно...вот только нету ...не показывает фантазия солнечные лучи, голубое небо, ласточек в вышине и танцующие в бальной зале пары....
.... Оркестр замолчал и играет только Дэвид. А для меня нет картинки в этот момент. Есть только абсолютная, звенящая тишина в зале и волны музыки, идущие со сцены широкими кругами, проходя через каждую клеточку тела. И скрипач в чьих руках скрипка поёт так, что я поняла, что не дышу только когда вновь заговорил оркестр и фантазия подкинула картинку бала...
Между первой и второй частью зрители зааплодировали, как мне показалось Дэвид сам, каким то коротким жестом, остановил аплодисменты и ...
.... в поместье вечер, почти ночь... Солнце заходит, солнечные зайчики, танцевавшие по полю и залу, ушли спать. Мягко опускается ночь... Слуги гасят освещение в зале, хозяева поместья провожают гостей... - это оркестр сопровождает главного художника, создавая основу музыкального полотна, а Дэвид .... Дэвид рисует смычком на струнах такую вот картину, придавая ей объём и жизнь....
.... А потом ...потом начался новый день. Солнце, зелень лугов, голубое небо, птицы в высоте, золото полей с созревшим урожаем. Люди в поле и поместье. Жизнь, обычная жизнь того века, когда был написан концерт. Музыка гениального композитора в исполнении великолепного оркестра. НФОР рисовал в этот вечер большое живое полотно, подчиняя взмахам дирижерской палочки Маэстро Спивакова, а Дэвид изящными, быстрыми, но точными и эмоциональными мазками кисточки - смычка делал эту живую картину светлой, теплой и объёмной....
Отзвучала последняя нота:
Секунда, две и ...аплодисменты)). Волной, сильной и эмоциональной.
Двум Маэстро несут цветы)). Дэвид не берет, лишь показывает жестом "оставьте на сцене" и Владимир Теодорович, взяв у кого-то букеты, вдруг вручает Дэвиду цветок. Стильно оформленный ярко красный антуриум)).
И Дэвид ....удивился и улыбнулся)) взяв это чудо садовое)))
И так с ним и раскланивался))
И все таки взял один букет. Васильки. Наверное, Дэвиду успели сказать, что они не пахнут)) А, как мы узнали позже, цветы везли специально для него из города Сочи. Как довезли и они не завяли - для меня загадка. Может просто все перебивающее желание выразить свое уважение и симпатию любимому музыканту.
И так с этим васильково - красным букетом и ушел со сцены, вручив цветы по дороге дамам - скрипачкам из оркестра.
На бис Маэстро вернулся, сказав, что счастлив вернуться
И была "Сарабанда" Баха....снова в полной тишине.
Со второй частью программы много проще. Симфония N 4 фа минор, соч.35.
Для меня - холодный, осенний или зимний Санкт - Петербург, приглушенные краски и большая политика почему-то. А еще - наслаждение наблюдать, как живет на сцене Владимир Теодорович Спиваков:
И...мягкий юмор от замечательного дирижера и его музыкантов)). Когда в самом финале, уже после биса, выйдя на поклоны не то два, не то три раза, Владимир Теодорович взял за руку первую скрипку и увел со сцены, мягко намекая "уважаемые зрители, в этот раз бис будет только один")).
Вот и всё. Очень сильно надеюсь и верю, что «всё» - только для этого вечера.
И традиционное пожелание от меня. Хотя нет, не совсем.
Дэвид! Ты славный, светлый человек, со своими положительными или не очень черточками характера, живой, эмоциональный и мудрый и непростой, совсем непростой, в то же время в чем то… дарящий людям в разных странах позитив и хорошее настроение. Кому надолго, кому-то не очень. Вытаскивающий своим творчеством, отношением к жизни, из многих из нас что-то чего мы сами от себя не ожидаем – сделать что-то новое для себя. Например, научиться рисовать. Или еще что-нибудь позитивное и хорошее… Я вот начала музыку не только слышать, но и «видеть»…яркими, светлыми, теплыми красками. Красками Жизни. И зрители, многие твои зрители, тебе за это благодарны. И я. И сейчас хочу тебе пожелать, чтобы черная полоса в твоей жизни закончилась. Быстро и без потерь, в первую очередь эмоциональных, да и материальных тоже. И чтобы ни одна тварь не сумела ничего сделать с искрами жизни, света, солнца, музыки, оптимизма, с желанием Играть Музыку. Как бы не пыталась. Если Вселенная слышит, значит слышит. Очень сильно хочется, чтобы услышала.
И всем нам желаю снова и снова и очень долго иметь возможность и большущее счастье слышать поющую, живую скрипку и видеть на сцене Маэстро таким, каким видели до сих пор – Человеком с Солнцем внутри (с) (Алина Назаренко). Маэстро, приезжай…
Я знаю, этот отзыв вряд ли попадет когда-нибудь на оф.страничку Дэвида в ФБ, поскольку я не настолько хорошо знаю английский язык, чтобы всё, что рвалось сегодня на клавиатуру с кончиков пальцев, перевести на английский равнозначно тому, как я написала сейчас здесь и рассказать, как это классно… Но пусть лежит здесь, на форуме. Говорят, мысль материальна…
Благодарности.
А благодарность у меня одна – авторам фото, использованным в отзыве – Оксане Кураевой и Maris Vagris за любезное разрешение использовать сделанные ими на концерте фотографии в качестве иллюстрации к моему отзыву. Спасибо!
P.S.
Чуть не забыла. А моей знакомой выступление Дэвида понравилось. Первое, что я услышала, когда вечере закончился: «А я думала, что Дэвид будет в двух отделениях играть».
И неважно, что вместо фрака/смокинга – на солисте футболка с черепом.