Фильм рассказывает о жизни и творчестве итальянского скрипача и композитора Никколо Паганини (1782-1840), уже при жизни признанного гением. Имя его окружено таинственностью; считается, что он подписал договор с дьяволом - оттого и был таким успешным. Картина Бернарда Роуза не раскрывает тайны, но с ней ознакамливает. Фильм рассказывает, как однажды к Паганини, который лежал в постели с любовницей, приходит загадочный мистер Урбани (Джаред Харрис) и предлагает свою помощь. Вскоре Паганини и вправду возносится на вершину славы. Он должен ехать в Лондон с концертами, организовывает которые некий Джон Ватсон (Кристиан МакКэй). Так как Паганини считают развратником и слугой дьявола, музыканту не удается поселиться в отеле, и Ватсон приглашает его и Урбани к себе в дом. Дочери Ватсона - юной очаровашке Шарлотте (Андреа Дэк) - приходится выдавать себя за служанку. Паганини - знатный любитель женщин - сразу же "ложит" на нее глаз. Вскоре Шарлотта сама заявляет, что она - не служанка, а певица. Концерт скандального скрипача-виртуоза, тем временем, под угрозой срыва...
Британский режиссер Бернард Роуз, известный работами Бессмертная возлюбленная (1994), Анна Каренина (1997), Мистер Ганджубас (2010), в новом фильме выступил и сценаристом. Начинаясь как полноценная биография, картина в результате скатывается к единственному эпизоду из жизни Паганини - об этих гастролях в Лондоне и любви к Шарлотте, препятствием которой становится Урбани. Но все равно фильм рассказывает о скрипаче много и подробно, и смотреть его интересно, несмотря на скомканный финал. В первую очередь, за счет обилия музыки - главную роль исполнил 32-летний немецкий скрипач Дэвид Гарретт. То есть игра на скрипке, которой в Паганини: скрипач дьявола очень много, - настоящая. Во-воторых, в фильме много деталей и харизматичных второстепенных персонажей. Чего, например, стоит "партия" журналистки Этель Лэнгам (Джоэли Ричардсон), которая не только требует бесплатной выпивки (так как, по ее мнению, прессе все должно доставаться бесплатно), но и соблазняет Паганини, походу добывая эксклюзивный материал. Да и - кажется, в значительной степени ради этого Роуз фильм и задумал - неоднозначна роль Урбани: то ли он и вправду слуга дьявола, то ли - талантливый шоу-менеджер. И есть ли между этими "профессиями" разница?
Слегка затянутый, фильм Паганини: скрипач дьявола понравится любителям костюмированных исторических драм, любовных историй и классической музыки.
ВНИМАНИЕ! КОПИРОВАНИЕ И ПЕРЕПОСТ ПЕРЕВОДОВ ТОЛЬКО С СОГЛАСИЯ ПЕРЕВОДЧИКОВ ИЛИ АДМИНА!
Дэвид, Вы уже второй раз в Москве. Мы рады Вас снова здесь видеть. Я посмотрела замечательную картину. Скажите, Вы же не являетесь профессиональным актёром, насколько комфортно Вам было входить в образ такого великого музыканта, как Паганини?
Я чувствовал себя комфортно, потому что это моя профессия –играть на скрипке, чем я занимаюсь уже очень очень давно. Я чувствовал, что могу это сделать. Я бы никогда не стал играть ни в каком другом проекте, потому что я не актёр, как Вы заметили, кроме этого проекта, где я также отвечал за написание музыки и аранжировок на музыку Паганини. Думаю это то, что я и хотел сделать.
Вчера наш зал, который на предпоказе, апплодировал Вам стоя, жаль, что Вы этого не видели. Весь зал, вся наша критика, и музыкальная, и кинематографическая, все были в восторге от Вашей работы. Когда закончился фильм, люди вставали и ещё пять минут были овации.
Вау! Очень приятно слышать это. Работа над фильмом длилась несколько лет, и я вложил буквально всю свою энергию в него, одновременно ещё и гастролируя. Это был длительный процесс. Конечно, всё, что делаешь в своей жизни, в большинстве своём, делаешь для себя. Извините, что говорю это, но у Вас такой же цвет глаз, как у моей бывшей девушки. Я пристально смотрю просто потому, что на самом деле......
Дэвид, Вы же выступили ещё продюсером на данном проекте. Каково Вам было ощущать себя в роли бизнесмена? Насколько для Вас это было удобно? Или же наоборот, Вы решили, что да, была удачная практика, отличный фильм, но больше Вы этим заниматься не будете?
Я почувствовал необходимость, как классический музыкант и как человек, который много знает о жизни Пагинини, привнести свои опыт и знания. Я также хорошо изучил сценарий и детали того времени. Например, тогда не использовалась подставка для плеча , так как это изобретение 20-ого века. Не было подбородников, их изобрели в конце 19-ого века. Так что пришлось это убрать. Такие детали, как струны, так как я использовал струны из кишок. Это (показывает на струны своей скрипки), уже современные струны. Для меня детали также важны. Ещё, как только у меня появились мысли об историческом фильме, о том, каково было действительно жить в тот периоде времени, я старался быть точным. Поскольку я всем сердцем принадлежу классической музыке, я почувствовал, что могу привнести в этот фильм множество мелких деталей. И то, что я хотел воплотить, полагаю, получилось хорошо.
Ваш герой, Паганини, достаточно мистический человек и мистичный персонаж в истории мировой музыки и вообще в истории. Скажите, насколько Вы суеверны и существует ли какая-то мистика в Вашей жизни? Как Вы к ней относитесь?
Нет. Я твёрдо верю в реализм. Я верю в эмоции, в людей. Не хочу сказать, что всё поддаётся объяснению, так как это тоже неверно. Когда дело касается отношений, конечно, есть вещи, которые нельзя изменить. Но когда дело касается деловой жизни, я очень реалистичен.
Правда ли, что Вам первую скрипку Страдивари подарил президент Германии?
Ну.... в каком то смысле. Я , на самом деле, выступал в возрасте 11-ти лет, перед Рихардом фон Вайцзеккером (бывший президент Германии). Он сложил свои полномочия несколько лет назад. Ему очень понравилось, как я играл, и после концерта он подошёл и спросил меня , на какой скрипке я играю и на какой я хотел бы играть. Вполне очевидно, что каждому скрипачу очень хочется иметь Гварнери Дель Джезу или Страдивари. Он связался с семьёй, которая имела в частной коллекции несколько прекрасных инструментов, и по окончании этих переговоров, да, я получил свою первую Страдивари, конечно же , на правах аренды. Но, как бы там ни было , это очень лестно в таком юном возрасте.
Я смотрела Ваше интервью, три года назад это было, Вы говорили о том , буквально всех шокировали этим, что можете проснуться в два часа ночи, у Вас проявляется какая-то творческая гиперактивность и Вы начинаете слушать Рахманинова, которого Вы очень любите, или произведения Чайковского. Скажите, поменялось ли что-то с этих пор?
Думаю, я мог бы вместо этого сделать пируэт или дать интервью, когда у меня бесонница из-за смены часовых поясов.))) Так что да, такое всё ещё случается, особенно, когда приходится часто летать. Потому что из-за смены времени, ты можешь проснуться в необычное время , а вокруг тебя ничего – только тишина. Единственное, что ты можешь сделать , это разбудить людей , которые путешествуют с тобой, потому что они могут ещё спать . Поэтому остаётся погружаться в свои мысли, лёжа в постели. За окном темно. Все спят. Обычно в такое время приходят хорошие идеи.
Мне ещё показалась очень любопытной Ваша фраза, и мне это очень понравилось, потому что, в принципе, я, наверно, обладаю тем же характером. Вы сказали, что Вы никогда не мечтаете, что Вы ставите перед собой цель и просто её добиваетесь. То есть время на мечты Вы не тратите . Действительно ли вот это такое правило Вашей жизни, основное, которое помогает Вам добиться невероятных успехов?
Я никогда в действительности сильно не задумываюсь о конечном результате. Думаю, главное - это рабочий процесс. Всё равно никогда не получается так, как задумываешь вначале. Для меня важнее ежедневная работа, чем преследование так называемой цели. Потому что конечный результат будет отличаться от первоначально намеченной цели.
У Вас, я вижу, потрясающий совершенно, висит на груди символ. Можно ли узнать поподробнее, что это такое, потому что нам это очень интересно.
Кажется, это дракон. И не потому, что я верю в их существование.))) Просто потому, что мне понравился дизайн. У меня есть хороший друг из Германии, который изготавливает ювелирные изделия. Его зовут Томас Сабо. Думаю, здесь у вас в России тоже продаётся этот товар. Поэтому, надеюсь, нет смысла его рекламировать. Он делает очень красивые вещи и я люблю их носить. И это – из его коллекции.
Я заметила, что Вы очень любите серебро. И по гороскопу Вы – Дева, да? 4-ое сентября.
Хорошо, хорошо....
Мы хотим Вам подарить ... это специально для Вас было изготовлено.... это талисман из серебра. Подвеска.
Можно?
Да. Мужской, красивый...
Мне это, на самом деле, очень пригодится. Это же символ знака Девы.(говорит по-русски) Спасибо. Хорошо.
До того хороша рецензия, что, пожалуй, сохраню её текст..на всякий случай...
АРТ-ХАУС В КИНО
АРТ-ХАУС В КИНО 11 декабря 2013 «Паганини - скрипач дьявола» Бернарда Роуза Легендарная фигура гениального скрипача Никколо Паганини, композитора и виртуоза начала 19-го века, окутана тайнами и легендами. Он - икона и недостижимый идеал всех скрипачей, мастер, бросивший вызов всем музыкантам, внёсший грандиозный вклад в искусство игры на скрипке и ставший неиссякаемым источником вдохновения для потомков. Это касается не только музыкального искусства: о Паганини пишут книги, рисуют картины, снимают фильмы. Широкой публике скрипач известен по историческим анекдотам: умению играть всего на одной струне и нечеловеческой способности пробуждать своей музыкой огонь страсти в сердцах своих слушательниц. Мэри Шелли, современница артистка, писала: «Паганини доводит меня до истерики. Я наслаждаюсь им больше, чем могу это выразить словами, - его фантастическая, воздушная фигура, взгляд, полный восторга, и звуки, которые он извлекает из скрипки, - все сверхъестественно».
В новом фильме английского режиссёра Бернарда Роуза обыгрывается именно эта легенда о «сверхъестественном даре». В чём секрет таинственной власти музыканта над чувствами своих слушателей? Ещё при жизни Паганини обвиняли в связях с дьяволом - настолько ошеломительно-виртуозным было его владение инструментом и небывалая экспрессия игры на скрипке. Чувства зрителей задевались так странно и мощно, что не приписать это таинственным силам было бы странно. В самом начале фильма к молодому непризнанному таланту Паганини (Дэвид Гарретт), утомлённому ночными возлияниями и излишествами, ранним утром является господин в опереточном костюме Мефистофеля. Господин представляется неким Урбани (Джаред Харрис) и предлагает заключить контракт: известность в обмен на нечто неконкретное «после смерти». Невыспавшимся артистом движут амбиции, а в жизнь души после смерти он нисколько не верит. Он смотрит на Урбани бессмысленным взглядом художника, ухмыляется и легко подписывает бумагу.
Вопреки ожиданиям, мы не видим внезапного блеска свалившейся на Паганини славы, она остаётся где-то за кадром. Всё, что мы видим - это бесконечная мука и болезнь героя, постоянно пребывающего в той или иной стадии наркотического опьянения. Вдобавок он игрок, деньги стремительно испаряются: вот уже проиграна скрипка, и герой буквально вынужден принять предложение о гастролях в Лондоне, устроенных местным музыкантом и антрепренёром Джоном Уотсоном (Кристиан МакКэй). В Лондоне Паганини ждет мрачный поначалу приём, сумасшедший успех и встреча с прелестной юной дочерью Уотсона, певицей Шарлоттой (Андреа Дэк). Что будет значить для него, избалованного женским вниманием, эта встреча? Что значит для обоих власть музыки? Откуда, наконец, у музыки власть, и такая немалая?
И тут, следя за незамысловатой линей сюжета, вы вдруг понимаете, что понимать-то вам ничего и не нужно. Тихая музыка, звучавшая с самого начала ленты, уже взяла вас в плен. Она становится громче, её власть усиливается - незаметно, ненавязчиво, очень постепенно. Она вас тревожит. Выступление Паганини в Лондоне должно начаться, оркестр играет, а его нет на сцене. Зал переполнен, звучат полные ожидания аккорды вступления к его Первому концерту для скрипки с оркестром, тревога нарастает, возможно, артист исчез, он не в состоянии играть... и вдруг! Скрипка звучит у входа в зрительный зал, Паганини проходит сквозь него и поднимается к музыкантам. Кульминация. Вздох облегчения. С этой минуты не будет уже ничего, кроме музыки - властной, нежной, забавной, гневной и чарующей.
Лицо и соавтор этой музыки - исполнитель заглавной роли, всемирно известный скрипач-виртуоз Дэвид Гарретт. Сценарий писался под него, ведь, в отличии от прежних исполнителей образа Паганини, Гарретта не нужно учить держать смычок. Да и к ревущим толпам ему не привыкать: молодой талантливый красавец-музыкант - любимое дитя классической музыки и шоу-бизнеса, покоривший концертные залы и стадионы, вошедший в Книгу рекордов Гиннеса. Современная рок-звезда, в роли прототипа всех рок-звёзд, он похож на внезапно похорошевшего персонажа вампирской манги.
Ему не нужно играть драму, драма сама должна сложиться вокруг, тот самый случай, когда короля играет свита. Поэтому его Паганини почти безмолвен. Ему не нужны слова, за него говорит звучащая с экрана музыка, слушая которую понимаешь, для чего существуют концертные залы и обновляются стерео-системы кинотеатров. Остальные актёры также не обделены музыкальным образованием: Кристиан МакКэй, играющий Джона Уотсона, - пианист. Андреа Дэк, исполнительница роли Шарлотты, с детства занималась пением и пришла на кастинг прямо из Лондонской академии музыкального и драматического искусства. Это её первая большая роль в кино, и все вокальные номера Андреа исполняет сама. Но для режиссёра, Бернарда Роуза, это уже не первый опыт экранизации жизни великого музыканта - в 1994-м он снял фильм о Бетховене, «Бессмертная возлюбленная», с Гэри Олдманом и Изабеллой Росселлини в главных ролях.
Небольшую, яркую роль в фильме исполнила Джоэли Ричардсон, сыграв дерзкую и неглупую лондонскую журналистку. Эта маленькая въедливая и артистичная героиня в подчёркнуто-мужской одежде возникает в ключевых моментах истории, как контрапункт, острая комедийная краска в драматичной повести. Мрачный, ехидный великолепный Урбани (Джаред Харрис) воплощает собой тот самый таинственный рок, который движет музыкантом. Движет вполне физически, помогая передвигаться его полубесчувственному телу в пространстве. Движет интеллектуально, подогревая и распространяя нужные для рекламы слухи; манипулирует людьми, заключает сделки, получает дивиденды. У нас не будет определённого ответа, хозяин он, или слуга - как нет ответа на вопрос, владеет ли талантливый человек своим талантом? Может, напротив, талант владеет им? Мы видим муку творца, не могущего не творить, и не получающего никакой радости от обычной жизни, её простых удовольствий. Когда Паганини и Шарлотта выступают вместе, то сомнений в любви музыканта нет. Неясно только, кого он точно любит: прелестную девушку, или музыку, звучащую её голосом?
Удел гения - одиночество. Вот как описывал Паганини другой его современник, английский священник Кокс: "Когда наши взгляды встретились, он улыбнулся. Никогда не забуду этой улыбки и печального, поблекшего, измождённого лица, каждая черта которого выражала глубокое страдание. Никогда не забуду этой игры, одухотворённой и проникнутой глубоким чувством..." А вот слова самого Паганини: "Мне необходим отдых в продолжение года или двух, чтобы оправиться от тяжёлых потрясений, вселивших в меня меланхолию. Кроме того, электричество, которое я чувствую в себе, когда извлекаю магическую гармонию, ужасно вредит мне". Эта волшебная, истинная музыка пленяет чужие сердца, но сжигает своего носителя. Владение ею и дар, и проклятье.
Мы ошибёмся, приняв "Паганини: Скрипач Дьявола" за биографическое кино. Да, его персонажи имеют реальных прототипов, в сюжет вплетены известные истории о музыканте (игра на одной струне, подражание скрипкой звукам природы); Паганини действительно гастролировал в Англии, дружил с семьёй Джона Уотсона и принимал участие в судьбе его дочери Шарлотты, выступая с ней на концертах. Но личность главного героя была принципиально иной. Из фильма может сложиться ложное представление, будто "дар" был дан ему как бы играючи (кстати, Урбани приходит вовсе не к ленивому недоучке, а к прекрасному, только непризнанному музыканту). Жизнь реального Паганини с раннего детства состояла из непрерывного труда, многочасовых ежедневных занятий и громадных, по своим масштабам и количеству, концертов и гастрольных турне. Это был неутомимый учёный, практик и новатор, изменивший представление о возможностях скрипки, как инструмента, давший ей новый язык. "С другими скрипачами у него общее только скрипка и смычок", - говорили о нём современники. Паганини вёл активную светскую жизнь, преподавал, служил при дворе и много концертировал, несмотря на постоянные хронические болезни. Практически всё это осталось за рамками картины. Так что перед нами не байопик, а самый настоящий авторский фильм, художественный взгляд Бернарда Роуза - режиссёра, сценариста и оператора картины. Взгляд трепетный, красивый, местами наивный и очень сердечный, и смотрит он в вечность. Роузу удалось коснуться сути легко, будто крылом удивительной, вдохновенной музыки и показать действительно страшную, обжигающую тайну творчества просто, уважительно и торжественно. Зритель же принимает эту тайну, как странное, чувственное, волнующее и возвышающее душу удовольствие.
Скрипач Дэвид Гаррет, собирающий стадионы поп-обработками классики и лучшие залы мира классическими концертами, рассказал THR.ru о своем фильме про Паганини, продавшем душу дьяволу и о том, что классическая музыка — это прежде всего шоу для обычной публики. Дэвид Гаррет, классический и популярный скрипач, снялся в главной роли в фильме «Паганини: Скрипач дьявола» (уже в прокате). В байопике талантливый музыкант подписывает контракт с каким-то неприятным типом с бородой и рожками, становится безумно популярным и погибает от алкоголя, наркотиков, женщин и игромании, и даже чистая любовь его не спасает. Гаррет, который выглядит как голливудская суперзвезда, спродюсировал саундтрек, сыграл всю музыку в фильме (записав ее вживую) и выступил одним из продюсеров ленты. В интервью THR он рассказал, что девушки не могли не визжать на концертах великого скрипача, что классика не собирается умирать или становиться развлечением для богатых и что играть на скрипке пьяным невозможно.
- Я правильно понимаю, что вы сняли кино про секс, наркотики, рок-н-ролл и битломанию в XIX веке? Про концерты, на которых чопорные английские девушки 1820-х годов визжат и прыгают при виде заезжего виртуоза?
- Да, так оно так и было. Это очень отличалось от того, к чему они привыкли: то, как Паганини одевался, то, как он подавал себя, и, разумеется, его стиль игры. Он же изобрел совершенно новый способ, новую технику игры на скрипке - все, что он играл, отличалось от того, что было написано до него. Естественно девушки кричали от восторга.
- Вы говорили, что вас в этой истории привлекла связь с вашей жизнью и то, что ваш герой похож на вас.
- Так и есть...
- Не слишком ли грубо будет спросить, что именно в истории секса, наркотиков и рок-н-ролла связано с вашей жизнью?
- Ну, это не все, чем я занимался в жизни (смеется). Но в конце концов меня эта история привлекла тем, что Паганини очень серьезно был увлечен созданием новой аудитории. И я думаю, каждый музыкант должен думать о том, чтобы его музыка достигала как можно большего количества людей. Паганини, он же делал то, что я делаю всю мою жизнь. Он основывал свою музыку на самых популярных мелодиях своего времени и писал вариации. Первую тему люди узнавали — допустим, это мелодия из «Свадьбы Фигаро» - а дальше он играл им свои вариации. Я в наше время делаю примерно то же самое на моих концертах: играю музыку, которую они уже знают и любят, а потом показываю, на что вообще способен мой инструмент.
- И тут появляется дьявол.
- Да.
- Я вот ненавижу эту историю с музыкантами, которые продают душу дьяволу. Нет никакого дьявола, есть многочасовые занятия каждый день, с утра до вечера. Нет никакого контракта, подписанного кровью.
- Конечно нет. Но мы же и не говорим, что он есть. Мы играемся с этой идеей. Мы нигде не говорим, что он стал великим скрипачом, потому что подписал контракт с дьяволом. Мы только говорим, что иногда надо сотрудничать с кем-то неприятным, чтобы добиться известности. У музыканта бывают моменты, когда ему приходится идти на компромиссы, с музыкой не связанные.
- Понятно. Дьявол как метафора для рекорд-лейбла...
- Разумеется - рекорд-лейбл, менеджмент.
- А у вас много было компромиссов?
- Ну я шел, разумеется, на компромиссы, но всегда был достаточно удачлив для того, чтобы увидеть, когда это наносит вред мне лично или моей игре. Я к счастью нашел интересных людей, которые мне помогают.
- Где вы лучше себя чувствуете? В строгом концертном зале, где вы играете Моцарта, или на стадионе, играя его поп-обработки?
- Я играю музыку. Неважно где. Можно здесь, можно на сцене, можно дома. Где я, кто меня слушает - не очень важно.
- Вы сыграете в дешевом баре после пары стаканов, как это было в фильме?
- Ну я так делал вообще-то. Понимаете, Паганини в фильме не пьет перед игрой (смеется). Поэтому и звучит нормально. Скрипка не терпит алкоголя.
- Как вы записывали музыку в вашем фильме?
- Очень важно было все записать вживую. Невозможно же перезаписать потом звук в студии таким образом, чтобы движения пальцев совпали с музыкой. Просто Паганини до сих пор герой для всех скрипачей. Даже сегодня его музыка - самая трудная, самая технически продвинутая. Так что нужно быть первоклассным скрипачом, чтобы сыграть главную роль в фильме про Паганини. А до сих пор его — да и других скрипачей — всегда играли актеры, не умеющие играть на скрипке.
- А это важно вообще для публики? Я понимаю, почему это может быть важно для вас и ваших друзей музыкантов, но для обычного человека, не умеющего играть на скрипке, это важно?
- А иначе какой смысл? Это как снимать кино о Пикассо без картин. Или фильм о Тайсоне без бокса.
- Люди в книгах и статьях все время хоронят классическую музыку.
- Мне кажется, что с классической музыкой все в порядке. Во всех городах тысячи людей приходят на классические концерты, это страшно популярно. Но вы продолжайте ваш вопрос..
- Даже книжка такая есть - «Кто убил классическую музыку».
- Я не читал. Я каждый день играю классическую музыку, по-моему, ее никто не убивал.
- Так вот про классическую музыку часто говорят, что она сегрегирована в аппер-миддл классе, все это элитное потребление, смокинги...
- Да это полная чушь. Да, классическая музыка стала тем, чем не должна была стать. Потому что если вы посмотрите на программки XIX века, это все было для обыкновенной публики. Концерт XIX века - это просто интересное шоу для обычной аудитории. Вся вот эта чушь для людей в смокингах, правило не хлопать между частями - все это началось в 1920-х - 1930-х. Может это дирижерская фишка такая? Мне это не нравится, я с этим не согласен. Я не верю в классовость классической музыки, она должна быть для всех. И я над этим работаю.
Mid-Monday Musical Moment Take a break for a 3 minutes of sublime music with David Garrett from his movie Paganini: The Devil's Violinist (2013) in the role of Paganini. David was iPalpiti’s first soloist in 2000 in LA with Dame Ida Haendel in Mozart Sinfonia Concertante. He was 17 then. A crossover superstar now, with millions of followers, he records classical on Deutsche Grammophon. Supremely gifted, he is unique “reincarnation” of the greats from 19th & early 20th centuries.