Вверх страницы

Вниз страницы

DAVID GARRETT RUSSIAN FORUM

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » DAVID GARRETT RUSSIAN FORUM » Классические музыканты » Пётр Ильич Чайковский


Пётр Ильич Чайковский

Сообщений 1 страница 20 из 32

1

В честь 175летия со дня рождения великого композитора, а также учитывая, что в 2016 году программа классических выступлений Маэстро Дэвида Гаррета - музыка П. И. Чайковского, открываю тему, посвященную жизни и творчеству композитора.

http://s2.uploads.ru/t/aKG4d.jpg
http://www.emergenza-russia.ru/index.ph … hajkovskij

+6

2

Корни фамильного древа Чайковских имеют отношение к известному украинскому казачьему рода Чаек, так называемых шляхтичей, которые ведут свою историю из Кременчугского уезда.

Будущий великий композитор родился 25.04.1840 года в селе в окрестностях Камско – Воткинского завода в Вятской губернии Сараупольского уезда. Имя мальчику дали в честь деда – Петра Фёдоровича Чайки. Именно он изменил фамилию и сделал её «благородно звучащей».

Как гласит семейная история, прадедушка знаменитого музыканта, Фёдор Афанасьевич Чайка, служивший в миргородском полку при Омельницкой сотне, воевал в Полтавской битве и скончался от ран в чине сотника.

Дедушка композитора, Пётр Фёдорович, был вторым ребенком, родившимся в семье Фёдора Афанасьевича Чайки и его жены Анны. Окончив Киево – Могилянскую академию, юноша получил перевод в Петербургский воинский сухопутный госпиталь, а после этого в Киев.

Во время русско – турецкой войны Пётр Фёдорович Чайка вырос в звании: сначала ученик врача, затем подлекарь (1)  и, наконец, лекарь.

В 1776 году получил перевод и почетное назначение в город Кунгур Пермского наместничества на должность главного лекаря. Там он сыграл свадьбу с Анастасией Павловной Посоховой, которая незадолго до этого похоронила погибшего в стычке с пугачевскими мятежниками отца, подпоручика, исполнявшего обязанности коменданта Кунгура.

В завершении своей карьеры в 1780х годах дед Чайковского служил городничим в небольшом населенном пункте под названием Слободской, в чине статского советника (2)  и кавалера ордена Святого Владимира 4-й степени (3). Затем Пётр Фёдорович Чайка был приписан к дворянскому сословию при Казанской губернии, после чего его снова ожидал перевод (теперь уже последний) в Глазов, где он и занимал пост пожизненно.

Вместе с супругой Пётр Федорович нажил 11 детей:

- старший сын Василий был статским советником;

- второй, Иван, учился во Втором петербургском кадетском корпусе при 20-й артиллерийской бригаде, принимал участие во многих наступательных походах и был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени;

- сын Пётр также проявил себя на военном поприще (сначала служил в лейб-гвардии гренадерского полка, затем в Российской армии) и также был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени. Впоследствии он стал комендантом Севастополя и Минеральных Вод;

- ещё один сын, Владимир, служил в Белостокском армейском пехотном полку, а позднее стал городничим Оханска Пермской губернии;

- отец будущего композитора, Илья, родился десятым.

Об остальных детях Петра Фёдоровича Чайки сохранилось мало сведений.

Здесь и далее, биография П. И. Чайковского и иллюстрации - из книги "Петр Ильич Чайковский". Автор - составитель Олеся Талалова. Москва, издательство "Эксмо", 2015

_____________________________

(1) Подлекарь - помощник врача, фельдшер, лекарский помощник (http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/124128). Слово употреблялось также в ироничном смысле для обозначения мало понимающего в чем-либо человека. «Вот и толкуй с ним, словно больной с подлекарем» (т. е. толку не добьешься) (http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/945606).

(2) Статский советник - гражданский (статский) чин V класса в российской Табели о рангах до 1917 года.
Статский советник в России соответствовал должности вице-директора департамента, вице-губернатора, председателя казённой палаты и чину бригадира армии и капитан-командора флота. После отмены в 1796 году армейского звания бригадира занимал промежуточное положение между званиями полковник и генерал-майор (https://ru.wikipedia.org/wiki/Статский_советник).[/i]

(3) Орден Святого Владимира - Императорский орден Святого Равноапостольного Князя Владимира (сокр. орден Святого Владимира) — орден Российской империи в 4-х степенях за военные отличия и гражданские заслуги.
Учреждён в честь князя Владимира Крестителя в 1782 году и являлся до 1917 года наградой для широкого круга военных в чине от подполковника и чиновников среднего ранга (https://ru.wikipedia.org/wiki/Орден_Святого_Владимира)

Отредактировано Лёна (18.01.2016 20:38)

+6

3

Отец П. И. Чайковского

http://s7.uploads.ru/t/FcwMj.jpg

Илья Петрович Чайковский, отец великого композитора, родился в 1795 году в Вятке. О его детстве и юности сохранились лишь обрывки сведений. Известно, что он окончил Петербургский Горный кадетский корпус (1), удостоился большой серебряной медали и получил назначение в Департамент горных и соляных дел (2)  на Старорусский солеваренный завод, где ему сразу был пожалован чин шахтмейстера 13-го класса. Далее – управляющий Онежским соляным правлением, лидер среди членов Ученого комитета по горной и соляной части (3).

Илья Петрович имел репутацию выдающегося человека, неподкупного и бескорыстного, работавшего на совесть, везде добивался усовершенствования производства. Он сочетал в себе качества великолепного специалиста и организатора. Был удостоен многочисленных наград:

- знака отличия безупречной службы,

- ордена Святого Станислава  3-й степени (4),

- ордена Святой Анны  2-й степени (5),
- ордена Святого Владимира 3-й степени.

Однако несмотря на признание заслуг был по тем меркам беден. Кроме того, Илья Петрович обладал особым талантом – верой в людей и их добродетель, которую не смогли уничтожить ни тяжелые удары судьбы, ни жестокие разочарования.

Биография П. И. Чайковского и иллюстрации - из книги "Петр Ильич Чайковский". Автор - составитель Олеся Талалова. Москва, издательство "Эксмо", 2015

_______________________

(1) Петербургский горный кадетский корпус - национальный минерально-сырьевой университет «Горный» — первое в России и второе в мире (основано всего на 7 лет позже Фрейбергской горной академии) высшее горно-техническое учебное заведение, основанное Указом императрицы Екатерины II 21 октября (1 ноября) 1773 года (https://ru.wikipedia.org/wiki/Санкт-Петербургский_государственный_горный_университет).

(2) Департамент горных и соляных дел - го́рный департа́мент — центральное государственное учреждение в Российской Империи по управлению горнозаводскими округами. В 1811—1863 годы назывался Департамент горных и соляных дел (https://ru.wikipedia.org/wiki/Горный_департамент).

(3) Учёный комитет по горной и соляной части - в 1775 году при Петербургском горном училище было организовано Учёное собрание, призванное выполнять роль научного центра по вопросам горного дела. В 1825 году в Министерстве финансов Российской империи был организован Учёный горный комитет по горной и соляной части и началось издание старейшего и авторитетнейшего «Горного журнала». Комитет представлял общество, аналогичное Учёному собранию. В нём принимали участие виднейшие деятели горной науки и техники (https://ru.wikipedia.org/wiki/Горный_учёный_комитет).

(4) Орден Святого Станислава - Императорский и Царский Орден Святого Станислава — орден Российской империи с 1831 до 1917 года. Самый младший по старшинству в иерархии государственных наград, главным образом для отличия чиновников (https://ru.wikipedia.org/wiki/Орден_Святого_Станислава_(Российская_империя)).

(5) Орден Святой Анны -   Императорский орден Святой Анны — орден, учреждённый в 1735 году как династическая награда и в 1797 году введённый императором Павлом I в наградную систему Российской империи для отличия широкого круга государственных чиновников и военных. При этом орден, сопричисленный к государственным наградам Российской Империи, никогда не переставал иметь особый статус династической награды дома Романовых. Статут ордена утверждён в 1829 году. Имел 4 степени, низшая 4-я степень предназначалась для награждения только за боевые заслуги (самый младший офицерский орден). По старшинству орден стоял на ступень ниже ордена Святого Владимира и был самым младшим в иерархии орденов Российской империи до 1831 года. С 1831 года в иерархию государственных наград был введён орден Святого Станислава, ставший на ступень ниже по старшинству ордена Святой Анны. Со времени основания Ордена Святой Анны им награждены сотни тысяч человек (https://ru.wikipedia.org/wiki/Орден_Святой_Анны).

Отредактировано Лёна (18.01.2016 20:38)

+3

4

В Большом зале консерватории Москве увидела вот такого молоденького П етра Ильича 
http://s2.uploads.ru/t/0CXdB.jpg

+3

5

Мать П. И. Чайковского

Илья Петрович Чайковский был женат трижды. Союз с первой супругой, Марией Карловной (в девичестве Кейзер), просуществовал недолго. Овдовев, через некоторое время Илья Петрович заключил второй брак с дочерью крупного таможенного чиновника, 20-летней Александрой  Андреевной  Ассиер.

http://s6.uploads.ru/t/tvTXI.jpg

Отец Александры, Андрей Михайлович (Михаэль-Генрих-Максимилиан) Ассиер, приехал в Россию преподавать иностранные языки. Впоследствии принял подданство, служил на таможне, а затем получил должность штатского советника. Он дважды женился: в первом браке у него родилось четверо детей – двое сыновей и две дочери (Александра была самой младшей) во втором еще одна дочь. В дальнейшем дяди Петра Ильича Чайковского, Михаил и Андрей, не оказали никакого влияния на его жизнь, а тетушки Екатерина и Елизавета, напротив, сыграли в судьбе музыканта немалую роль.

Александра Андреевна Ассиер потеряла мать, когда ей было всего шесть лет, и воспитывалась в Училище женских сирот, где получила образование и в совершенстве овладела немецким и французским языками.

В культурном развитии Александра Андреевна превосходила своего супруга. Возможно, поэтому, а также просто из-за привязанности добросердечный Илья Петрович, несмотря на разницу в возрасте (17 лет), полностью подчинялся своей супруге и прислушивался к ней во всём, что не было связано с работой.

В воспоминаниях композитора его мать представала в образе полной, высокой женщины с красивыми руками. По сравнению с отцом она не выказывала свою любовь к детям открыто, доброта ее носила более строгий характер.

В третий, последний раз Илья Петрович обвенчался в 1865 году, через некоторое время после похорон его любимой жены Александры. Новую супругу звали Елизавета Михайловна Александрова, урожденная Липпорт. С мачехой у Чайковского в дальнейшем сложились хорошие отношения.

Биография П. И. Чайковского и иллюстрации - из книги "Петр Ильич Чайковский". Автор - составитель Олеся Талалова. Москва, издательство "Эксмо", 2015

+3

6

ВОТКИНСК

Став начальником Камско – Воткинского сталелитейного завода, Илья Петрович Чайковский сменил место жительства. Новый дом находился на Урале, в Воткинске. Именно с этим местом связаны самые сильные впечатления и детские переживания Чайковского.

Весомую роль в жизни будущего композитора на этом этапе сыграла добрая и внимательная гувернантка Фанни Дюрбах, принятая в семейный дом его матерью для воспитания старшего брата Николая и двоюродной сестры Лидии. Сама мадемуазель Дюрбах, придирчивая к выбору места работы, с первого взгляда прониклась доверием к Александре Андреевне и приняла ее предложение. В дальнейшем гувернантка признавалась, что эти четыре года стали самыми счастливыми в её жизни.

http://s2.uploads.ru/t/1Q5w7.jpg

Занятия с гувернанткой начались на следующее же утро после её прибытия в дом Чайковских. Пётр так сильно хотел учиться вместе с братом, что мать уступила и отдала его в руки Фанни Дюрбах, которая с первой же встречи почувствовала к будущему музыканту особую симпатию.
С родным домом в Воткинске связано и духовное становление будущего композитора. Здесь 5 мая 1840 года его крестили, о чем сделана запись в метрической книге Камско – Воткинского Благовещенского храма. Крестными родителями стали настоятель собора Василий Блинов и родственница Ильи Петровича Чайковского по материнской линии Надежда Тимофеевна Вальцева.

http://s2.uploads.ru/t/NTOow.jpg
Дом Чайковских в Воткинске. Современный вид.

Как и все воткинцы, Чайковские участвовали в богослужениях по воскресным дням и православным праздникам. Городской храм после отчего дома стал вторым по важности местом для мальчика. Именно в Благовещенском соборе будущий композитор впервые услышал хоровое пение, а в дальнейшем пел здесь и сам.

Культура, пропитанная народным песнями, свойственная людям глубинки, навсегда запала в душу композитора и затем отразилась в его произведениях. Как в дальнейшем писал про себя Чайковский, «вырос я в глуши и с самого детства проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки».

У Ильи Петровича Чайковского было много детей:

- старший сын Николай, родившийся в 1838 году,

- Пётр (1840 год),

- дочь Александра (1842 год),

- сын Ипполит (1843 год),

- близнецы Анатолий и Модест (1850 год)

Модест в будущем стал известным драматургом, оперным либреттистом, переводчиком и театральным критиком.

Дети росли в интеллигентной семье. Их родители очень любили музыку: мать играла на арфе и фортепьяно, отец – временами на флейте. Дома часто устраивались музыкальные вечера, в которых принимал участие и крестный отец Петра Ильича, протоирей Василий Блинов. Он хорошо владел игрой на скрипке и стал первым учителем для мальчиков.

В доме также стоял механический орган – оркестрина, в исполнении которого Пётр впервые услышал весёлую драму «Дон Жуан» Вольфаганга Амадея Моцарта. В дальнейшем Чайковский  сохранял особое благоговение к этому великому композитору и по прошествии многих лет признался, что « «Дон Жуан» был первым произведением, произведшим на него впечатление и возбудившим восторг».

Скорее всего именно мать, Александра Андреевна, познакомила Петра с фортепиано. Музыкальная память и тонкий слух проявились у мальчика очень рано, равно как и стихотворный талант. В возрасте пяти лет Чайковский уже играл на фортепиано, а в семь сочинял первые этюды.

Документальные источники свидетельствуют, что в детстве Чайковский был очень нервным и восприимчивым ребёнком. Его эмоциональность иногда приводила к припадкам. Возможно, всему виной была наследственность: у дедушки Ассиера часто случались приступы, похожие на эпилептические.

Внутренний мир маленького Петра был очень сложен в силу его крайней восприимчивости и ранимости. В обращении с ним требовалась особая осторожность: его легко могло расстроить всё что угодно. Малейшее выказывание строгости приводило ребёнка в такое огорчение и смятение, что окружающим становилось жутко, - и в телесных наказаниях уже не было нужды. Брат Модест называл его стеклянным мальчиком, с которым нужно обращаться особо бережно.

В семье всех детей любили одинаково, но мать занималась младшими и чуточку больше уделяла внимания старшему ребенку, который чудом остался в живых после тяжелой болезни. Отец целиком был поглощен работой. Лучше всех с чувствительным и ранимым Петром Чайковским справлялась добрая Фанни Дюрбах.

Няна строго следила за воспитанием детей, заставляя их много учиться. С шести часов утра и до самого вечера каждая минута была учтена, даже игры придумывались со смыслом. После трудного дня Пётр подбегал к любимому фортепьяно или сочинял стихи, за что получил прозвище Маленький Пушкин.

Делая первые шаги в музыке, юный Чайковский доверял только Фанни, которая, впрочем, была отнюдь не музыкальна, да и противилась творческому будущему своего любимца. А вот родители, наоборот, обратили внимание на способности сына к музицированию. Опасаясь чрезмерных волнений и переживаний впечатлительного мальчика, они поначалу запрещали ему подходить к инструменту, но, когда сын, в очередной раз играя пальцами на окне как на фортепиано, разбил стекло и порезался, специально для него решили пригласить преподавателя музыки.

Первой учительницей музыки, когда мальчику было четыре года, стала Марья Марковна Пальчикова. Она происходила из крепостных, поэтому образование имела довольно скромное. Спустя четыре года Пётр играл не хуже ее самой.

Биография П. И. Чайковского и иллюстрации - из книги "Петр Ильич Чайковский". Автор - составитель Олеся Талалова. Москва, издательство "Эксмо", 2015

Отредактировано Лёна (22.01.2016 21:33)

+3

7

Лена,спасибо!На самом деле-очень интересно. Когда-то  в муз школе давали поверхностные сведения из биографии Чайковского,и вряд ли я сейчас стала бы это специально читать!а здесь-настоящее доп образование!
Все-таки, Дэвид меня делает немножно лучше))

0

8

natusha написал(а):

Лена,спасибо!На самом деле-очень интересно. Когда-то  в муз школе давали поверхностные сведения из биографии Чайковского,и вряд ли я сейчас стала бы это специально читать!а здесь-настоящее доп образование!

Пожалуйста))

+1

9

АЛАПАЕВСК

В 1849 году семейство Чайковских вынужденно переехало в Алапаевск. Отец, уже отставной генерал – майор, планировал попасть на заводы известных Демидовых, находившиеся в районе Нижнего Тагила, но получил распределение в этот город. Денег на жизнь хватало с трудом. Илья Петрович Чайковский бы вынужден много трудиться, чтобы обеспечить достойное существование своим родным.  Отчасти виной тому стали народные волнения. На просьбу выплатить из сбереженных заводских сумм деньги на погашение долгов и выезд с предприятия пришёл отказ, и это несмотря на то, что Владимир Андреевич Глинка, генерал – лейтенант и глава почти всех уральских предприятий, написал обращение к министру финансов, что Чайковский выходит со службы совершенно бедным, хотя работал безукоризненно.
Таким образом, семейство Чайковских, насчитывавшее уже пятерых детей, было вынуждено обосновываться на новом месте с малым бюджетом. Кроме того, под крыло доброго управляющего переехала овдовевшая тетушка Елизавета Андреевна Шоберт со своими четырьмя малышами.

http://s2.uploads.ru/t/eI8YD.jpg
Алапаевск. Город детства Петра Ильича Чайковского, XIX век

И снова отец композитора взял дело в свои руки. К моменту вступления Ильи Петровича в должность положение у местных служащих было тяжелейшее. Низкая стоимость труда (несмотря на то, что заводы были частными, а не государственными), падеж скота и полуголодное существование – всё это беспокоило рабочих и крестьян. Но новому управляющему удалось получить невероятные для того времени результаты. Он установил план, включавший повышение цены на труд, что обеспечило увеличение ежемесячного дохода рабочего класса на 20%. Помимо этого Илья Петрович запросил у владельцев заводов субсидии для простых мастеровых людей на обеспечение скотом.
Благодаря своей активной деятельности новый глава завода удостоился особого доверия среди рабочих. Любовь к нему была настолько велика, что он часто становился крестным для их детей.
Однако служба Ильи Петровича Чайковского на предприятии оказалась довольно непродолжительной. Уже в 1851 году он подал прошение об отставке и в письме к супруге с горечью заметил, что люди недовольны его работой, поскольку он строите фабрики и выпускает новые машины. Илья Петрович пришел к выводу, что нужно поскорее уезжать с семьей из Алапаевска.

Биография П. И. Чайковского и иллюстрации - из книги "Петр Ильич Чайковский". Автор - составитель Олеся Талалова. Москва, издательство "Эксмо", 2015

Отредактировано Лёна (22.01.2016 21:35)

+3

10

САНКТ - ПЕТЕРБУРГ

В 1850 году будущий композитор поступил в подготовительные классы привилегированного Императорского училища правоведения  в Петербурге (1). По негласной ведомости правоведы считались вторыми среди выпускников Императорского Александровского лицея (2). Отец и мать мечтали о блестящей карьере для своего сына.

http://s7.uploads.ru/t/4Vxdy.jpg
Императорское училище правоведения. Начало XX века

Переезд из родного гнезда очень сильно повлиял на Чайковского. Еще более болезненно он воспринял расставание с матерью и любимой няней – гувернанткой, которое стало для него первой серьёзной душевной раной.

Спустя некоторое время из-за эпидемии скарлатины всем воспитанникам училища было предложено разъехаться по домам, и Пётр вернулся в Алапаевск. Здесь он стал усердно готовиться к экзаменам для поступления в старшие классы, успешно сдал их и уехал в деревню под Петербургом к друзьям семьи, где все летние дни проводил за чтением.

Во время пребывания в училище будущий композитор без устали занимался музыкой под руководством новой учительницы Анастасии Петровой. Не имея права преподавать, та хорошо играла на фортепиано и содействовала развитию музыкальных устремлений мальчика. Только ей Пётр без стеснения говорил о том, что мечтает стать великим музыкантом. В честь учительницы он создал самое раннее из известных своих сочинений – фортепианный «Анастасия-вальс». На тот момент ему было 14 лет.

Чайковский проводил много времени за инструментом, садился за него в любом настроении. Своей сестре Александре он писал, что никогда не покидает фортепиано. По словам композитора, в минуты грусти оно особенно его радует. При этом, сочиняя свои первые музыкальные произведения, Пётр не записывал ноты. Большая часть его работ была импровизированной. Лишь много позже он стал фиксировать всё на бумаге.

Вместе с остальными воспитанниками училища Чайковский посещал театр и ходил на концерты симфонических оркестров. Оперы Моцарта («Фигаро», «Волшебная флейта»), Глинки («Иван Сусанин») и Вебера («Волшебный стрелок») он всю жизнь считал непревзойдёнными образцами оперного искусства. Неудивительно, что вскоре в дополнение к правоведческим дисциплинам юный Пётр вполне серьёзно решил брать факультативные уроки музыки.

С 16 лет его наставником стал известный педагог Луиджи Пичолли (3), затем Рудольф Кюндингер (4). Последний сразу отметил необыкновенные способности молодого человека. Он высоко оценил тонкость слуха, память и беглую игру начинающего композитора. Кюндингера поражало гармоническое чутьё Чайковского: по его мнению, ученик был знаком с теорией музыки совсем немного, но иногда давал полезные советы.

Одними из первых зафиксированных на бумаге произведений были романсы на известные стихи «Мой гений, мой ангел, мой друг» А. А. Фета, «Песнь Земфиры» из «Цыган» А. С. Пушкина, шуточная опера «Гипербола». Кроме того, Чайковский начал сам исполнять арии в хоровых постановках училища, сперва дискантом, потом альтом. Очень дружный с товарищами, он часто развлекал их игрой на фортепиано, фантазируя на любую заданную тему. Иногда показывал фокусы – угадывал тональности и играл на клавиатуре, покрытой полотенцем.

Биография П. И. Чайковского и иллюстрации - из книги "Петр Ильич Чайковский". Автор - составитель Олеся Талалова. Москва, издательство "Эксмо", 2015
__________________________

(1) Императорское училище правоведения — одно из наиболее престижных высших учебных заведений дореволюционной России. Основано указом Николая I от 9 (21) мая 1835 г. по идее и на средства принца Петра Ольденбургского (племянник царя) и при тесном участии М. М. Сперанского, с целью воспитания юридически компетентных кадров для административной и судебной деятельности. Училище было закрытым учебным заведением, имевшее статус «перворазрядного» и уравненное с Царскосельским лицеем ( https://ru.wikipedia.org/wiki/Императорское_училище_правоведения )

(2) Императорский Александровский лицей - название Царскосельского лицея после переезда из Царского села в Санкт-Петербург, а также комплекс зданий, в которых он располагался ( https://ru.wikipedia.org/wiki/Александровский_лицей ).

(3) Луиджи Пиччоли (итал. Luigi Piccioli; 1812—1868) — итальянский певец и вокальный педагог.
На протяжении многих лет работал в Санкт-Петербурге, в том числе в Санкт-Петербургской консерватории ( https://ru.wikipedia.org/wiki/Пиччоли,_Луиджи ).

(4) Рудольф Васильевич Кюндингер (Kundinger) (2 мая 1832, Нёрдлинген, Германия — 21 февраля 1913, Санкт-Петербург), пианист, композитор и педагог. Игре на фортепиано он учился у отца — церковного композитора Георга Кюндингера, городского кантора и капельмейстера в Нёрдлингене и Нюрнберге. Его братья Август и Канут также были музыкантами.С 1850 года занимался музыкальной педагогикой, концертировал как пианист в России (в том числе - в концертах Императорского Русского музыкального общества); в 1855 году у него начал обучаться П. И. Чайковский; с 1860 года — учитель музыки при Императорском Дворе. В 1879—1880 годах был профессором Петербургской консерватории. В 1890 году входил в состав жюри первого Рубинштейновского конкурса.
Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Кюндингер — автор трио и нескольких фортепианных пьес, в том числе «Preludes a l'usage des amateurs etc.» и фантазий, а также воспоминаний о П. И. Чайковском, записанных М. И. Чайковским ( https://ru.wikipedia.org/wiki/Кюндингер,_Рудольф_Васильевич ).

Отредактировано Лёна (22.01.2016 21:36)

+3

11

Тяжелым ударом для Чайковского стала смерть матери в 1854 году. После этого он старался максимум своего времени уделять младшим братьям Модесту и Анатолию, делая всё для того, чтобы они не чувствовали себя одинокими.

Окончив обучение в 1859 году, молодой юрист Чайковский получил повышение в звании и назначение на должность титулярного советника в Министерстве юстиции.

http://s3.uploads.ru/t/kUm6l.jpg
Министерство юстиции, в котором работал Пётр Ильич Чайковский. Санкт - Петербург. 1902.

При этом каждую свою свободную минуту он посвящал музыкальному развитию, часто посещал театры, ходил на оперы, но также занимался дома. Пётр писал своей сестре Александре, что рано или поздно променяет свою службу на музыку, поскольку хочет заниматься тем, к чему его влечет призвание. При этом для него не имеет значение кем быть – великим композитором или бедным учителем. Впрочем, пока для успокоения сестры Чайковский не собирался окончательно бросать службу.

http://s7.uploads.ru/t/DETuk.jpg

В 1862 году Пётр поступил в Петербургскую консерваторию, а весной 1963 года полностью отказался от штатного места и жалованья, оставив за собой возможность вернуться, и твёрдо решил связать свою жизнь с искусством. Его преподавателем по теории музыки стал Николай Иванович Заремба, а по оркестровке – Антон Григорьевич Рубинштейн. Окончание курсов в 1865 году ознаменовалось получением серебряной медали.

http://s6.uploads.ru/t/2PKF9.jpg
Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского - Корсакова. Современный вид

Биография П. И. Чайковского и иллюстрации - из книги "Петр Ильич Чайковский". Автор - составитель Олеся Талалова. Москва, издательство "Эксмо", 2015

Отредактировано Лёна (22.01.2016 21:39)

+4

12

Сразу после окончания Петербургской консерватории Чайковский получил предложение от Николая Рубинштейна (1)  (брата Антона Рубинштейна (2)) стать преподавателем только что открытой им Московской консерватории. Пётр Ильич согласился и в начале января 1866 года прибыл в столицу. Здесь он вёл классы свободного сочинения, гармонии, теории и инструментовки, одновременно обучался и сам. С первых шагов, со свойственной ему активностью Чайковский заседал в различных комитетах, составлял программы, инструкции, методические работы, переводил иностранные книги по музыке. Многие, ставшие впоследствии знаменитостями, музыканты в этот период брали уроки у композитора.

На ученических вечерах Чайковский был самым усердным помощником. А. Л. Спасская вспоминала, что «он и аккомпанировал хору, и репетировал с новоиспеченным оркестром, и участвовал в нём как литаврист, и, кроме всего прочего, играл на флейте». Правда, для этого ему пришлось заниматься у известного профессора Цезаря Чиарди (3) целых два года. Однако и с этим Чайковский справился мастерски. В дальнейшем он аккомпанировал своему учителю на музыкальных вечерах, исполняя партию второй флейты.

Преподавание, которым начинающий композитор так тяготился на первых порах, также велось с полной самоотдачей. И хотя ошибки учащихся раздражали Чайковского, в обращении со своими подопечными он был удивительно тактичен и терпелив, даже разработал учебник, отличающийся ясным изложением и прекрасно описанным примерами. В ту пору будущее, связанное со свободным творчеством, казалось Петру Ильичу несбыточной и такой вожделенной мечтой.

http://s7.uploads.ru/t/VQkyO.jpg
Портрет Петра Ильича Чайковского. 1874

С не меньшим усердием Чайковский совершенствовался и сам. По теории музыки он писал задачи, впечатлявшие своими объемами, удивлял неутомимостью в учении. Постигая законы инструментовки, перекладывал для различных оркестровых составов произведения многих популярных авторов. При этом сочинил пьесу под названием «Римляне в Колизее», предназначенную для исполнения большим симфоническим оркестром, переложил две вариации из «Симфонических этюдов» Шумана и первую часть Крейцеровой сонаты Бетховена. Имя молодого, подающего надежды музыканта приносило учреждению славу и стояло наравне с именами Николая Рубинштейна и Фердинанда Лауба (3).

Чайковский всех удивлял своим трудолюбием.

Однажды в классе композиции Чайковский получил от Николая Григорьевича Рубинштейна задание написать контрапунктические вариации на конкретную тему. Сложность работы заключалась не столько в качестве, сколько в объеме. Учитель ожидал увидеть максимум десять вариации, а получил около двухсот!

Вместе с оркестровой деятельностью Чайковский начал писать статьи в «Русских ведомостях», выступая в роли музыкального рецензента. Он обладал безукоризненным слогом, ясно и живо излагая свои мысли. Впрочем, этот вид деятельности недолюбливал и вскоре от него отказался, поскольку считал подобные занятия жизненными эпизодами и помехами в достижении идеала.

Отказавшись от карьеры в правовой сфере, Чайковский добровольно обрек себя на трудности, которые сопровождали его путь к мечте, поэтому особо ценной для молодого композитора стала поддержка отца.  Тот, несмотря на свое огорчение, что юридическое будущее сына не состоялось, ни разу не упрекнул его, а с участием и заботой интересовался его планами и всячески подбадривал.

Биография П. И. Чайковского и иллюстрации - из книги "Петр Ильич Чайковский". Автор - составитель Олеся Талалова. Москва, издательство "Эксмо", 2015

______________________

(1) Никола́й Григо́рьевич Рубинште́йн (2 (14) июня 1835, Москва — 11 (23) марта 1881, Париж) — русский пианист-виртуоз и дирижёр. Основатель Московской консерватории (соучредитель князь Николай Петрович Трубецкой) и первый её директор. Брат А. Г. Рубинштейна ( https://ru.wikipedia.org/wiki/Рубинштейн,_Николай_Григорьевич)

(2) Анто́н Григо́рьевич Рубинште́йн (16 (28) ноября 1829, Выхватинец, Подольская губерния — 8 (20) ноября 1894, Петергоф) — русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог. Брат пианиста Николая Рубинштейна.
Как пианист Рубинштейн стоит в ряду величайших представителей фортепианного исполнительства всех времён[1]. Он также является основоположником профессионального музыкального образования в России. Его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская консерватория[1]. Среди его учеников ― Пётр Ильич Чайковский. Ряд созданных им произведений занял почётное место среди классических образцов русского музыкального искусства. Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать активную исполнительскую, композиторскую, педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность ( https://ru.wikipedia.org/wiki/Рубинштейн,_Антон_Григорьевич )

(3) Це́зарь Чиа́рди, точнее Че́заре Чиа́рди, в России Цезарь Иосифович Чиарди (итал. Cesare Ciardi; 29 июня 1818, Флоренция, — 13 июня 1877, Санкт-Петербург) — итальянский флейтист-виртуоз, композитор. Считается одним из основоположников профессионального обучения игре на флейте в России ( https://ru.wikipedia.org/wiki/Чиарди,_Чезаре )

(4) Фердинанд Лауб (чеш. Ferdinand Laub, 1832—1875) — чешский скрипач, композитор и педагог ( https://ru.wikipedia.org/wiki/Лауб,_Фердинанд )

+4

13

НАЧАЛО ТЯЖЕЛОГО ТРУДА

В консерваторские годы Чайковский создал несколько музыкальных произведений. Им были написаны увертюра к пьесе «Гроза», «Пляска сенных девушек», включенные впоследствии в оперу «Воевода», и кантата «К радости», созданная на оду Фридриха Шиллера. Последняя имела неоднозначные отклики среди критиков.

Так, Герман Августович Ларош (1)  писал Чайковскому: «Эта кантата – самое большое событие после «Юдифи», она неизмеримо выше (по вдохновению и работе) «Рогнеды»… Не воображайте, что я здесь говорю как другу: откровенно говоря, я в отчаянии признать, как критик, что Вы самый большой музыкальный талант современной России. Более мощный и оригинальный, чем Балакирев, более возвышенный и творческий, чем Серов, неизмеримо более образованный, чем Римский – Корсаков; я вижу в Вас самую великую или, лучше сказать, - единственную надежду нашей музыкальной будущности». Экзаменаторы консерватории также очень высоко оценили сочинение.

Однако были и те, кто раскритиковал работу композитора. Среди них Цезарь Антонович Кюи (2), чьё мнение больно ранило самолюбие Чайковского: «Консерваторский композитор Чайковский совсем слаб. Правда, его сочинение написано в самых неблагоприятных обстоятельствах: по заказу, к данному сроку, на данную тему и при соблюдении известных форм. Но всё-таки, если бы у него было дарование, то оно бы хоть где-нибудь прорвало консерваторские оковы» (3) .

Эта рецензия очень расстроила впечатлительного сочинителя. Только любовь к работе помогла ему прийти в себя. Чайковский задумал оперу, но прежде решил создать симфонию. И вот на суд знатоков музыки предстало первое масштабное произведение для оркестра, написанное русским композитором, который получил профессиональное музыкальное образование не за границей, а в родной России, - «Зимние грёзы». Чайковский посвятил его своему учителю Николаю Григорьевичу Рубинштейну.

На видео - симфонию "Зимние грёзы" исполняет Симфонический оркестр Московского радио. Дирижёр - Владимир Федосеев. Запись живого концерта в Alte Oper Frankfurt, 1991

Биография П. И. Чайковского и иллюстрации - из книги "Петр Ильич Чайковский". Автор - составитель Олеся Талалова. Москва, издательство "Эксмо", 2015

_________________________

(1) Герман Августович Ларош (13 [25] мая 1845, Санкт-Петербург — 5 [18] октября 1904, там же) — русский музыкальный и литературный критик, композитор (https://ru.wikipedia.org/wiki/Ларош,_Герман_Августович).

(2) Це́зарь Анто́нович Кюи́ (фр. César Cui, при рождении Цезарий-Вениамин Кюи; 6 [18] января 1835, Вильна — 13 марта 1918, Петроград) — русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки» и Беляевского кружка, профессор фортификации, инженер-генерал (1906) (https://ru.wikipedia.org/wiki/Кюи,_Цезарь_Антонович).

(3) Больше ста лет прошло, а ничего не изменилось.

+3

14

Лен, огромное спасибо, труженица ты моя)))...ещё б добраться до почитать это всё...

+2

15

Симфония не только принесла известность своему создателю в России, но и была высоко оценена европейскими композиторами Робертом Шуманом и Феликсом Мендельсоном.

Работу над симфонией композитор вёл в крайнем напряжении, с увлечением, доходившим до фанатизма. Свободного времени катастрофичеcки не хватало – большую часть приходилось уделять преподаванию, поэтому Чайковский трудился каждую свободную минуту и по ночам. Позднее бра Модест написал, что изнурительный труд убивал сон и парализовал творческие силы  Петра Ильича, что причиной нервных припадков, которые, впрочем, больше не повторялись. После этой симфонии Чайковский никогда больше не работал по ночам.

Первая постановка «Зимних грёз» состоялась в 1868 году. Оркестром управлял сам Николай Григорьевич Рубинштейн. Горячий приём стал для автора огромной радостью. В дальнейшем сочинение дважды было переработано и в окончательной редакции исполнено лишь в 1883 году.

В своём отзыве на «Зимние грёзы» в популярной газете «Русские ведомости» Герман Августович Ларош писал, что «симфония получилась по-настоящему русской, в каждом её такте чувствуется русский дух». Такие слова очень воодушевили и приободрили композитора. Произведение стало неотъемлемой частью репертуара оркестров России. 

Первейшей задачей при написании произведений Чайковский считал их доступность для народа. Он хотел, чтобы его сочинение было понятно каждому, проникало в массы, становилось достоянием публики. Музыкант трудился неустанно, находя в постоянном совершенствовании стимул к деятельности. В письмах к брату Модесту он отмечал, что сомневается, останется ли прежняя тяга к работе после длительного совершенствования произведений. Однако даже в поздних черновых рукописях Чайковского можно увидеть улучшения и дополнения как новых, так и ранее исполненных сочинений. В этом проявлялся весь характер композитора, вся его неутомимость и стремление к идеалу.

По окончании занятий в консерватории, летом 1867 года, Чайковский в компании брата Анатолия отправился путешествовать по Финляндии. Вместе они посетили водопад Иматру и Выборг, поселились в Гапсале. Однако и здесь не проводил время праздно – со свойственным ему трудолюбием он начал работу над оперой “Воевода» («Сон на Волге») по произведению А. Н. Островского. Либретто для первого действия было получено еще в марте от самого драматурга. По возвращении с летнего отдыха Чайковский принялся писать «Воспоминания о Гапсале», цикл фортепианных пьес «Развалины замка», «Скерцо», «Песня без слов».

К новому году композитор вернулся в Москву и получил настоящий подарок – визит известного французского дирижера и композитора Гектора Берлиоза со своими концертами. В честь такого знаменательного события в консерватории состоялся торжественный обед. Во время приветствия Чайковский высоко оценил гостя, отметив, что его сочинения отличаются мощью и техническим совершенством. По мнению Петра Ильича, чтобы сделаться великим, этот композитор умел быть смиренным, а его девиз «скромность, труд, гениальность» консерватории следовало перенять.

Чайковский также преклонялся перед творениями Людвига ван Бетховена, говоря, что этот композитор мог из простой основной мысли с возможными бесчисленными гармонико – ритмическими комбинациями создать громадное музыкальное творение. С не меньшей силой восхищался он творчеством Михаила Ивановича Глинки, называя оперу «Иван Сусанин» архигениальной, а «Камаринскую» провозглашая началом начал для всей русской композиторской школы.

Следующий, 1868 год, оказался очень плодотворным для Петра Ильича. Он написал симфоническую поэму «Фатум» и завершил оперу «Воевода», которая была принята к постановке в Большом театре.

При исполнении оперы «Воевода» Чайковский впервые выступил как дирижёр. Для человека чувствительной натуры это было серьёзным испытанием. Сильные волнения и необъяснимый страх заставили музыкального гения на несколько лет отложить дирижёрскую палочку. Лишь в 1877 году он повторил опыт, чтобы исполнить свой «Славянский марш», и снова в Большом театре.

Биография П. И. Чайковского и иллюстрации - из книги "Петр Ильич Чайковский". Автор - составитель Олеся Талалова. Москва, издательство "Эксмо", 2015

+3

16

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КРИТИК

Помимо занятия основной работой Чайковский впервые попробовал себя в качестве музыкального критика в открытой печати. В «Современной летописи» опубликована его рецензия на раннее произведение Николая Андреевича Римского – Корсакова «Сербская фантазия». Вскоре появилось множество других статей, а к мнению композитора стали прислушиваться. В течение последующих пяти лет он являлся постоянным рецензентом этой газеты, а потом и «Русских ведомостей». В деятельности критика Чайковский видел высокую просветительскую миссию: направлять вкус людей, руководить их мнением, разъяснять достоинства и недостатки любого музыкального произведения.

Особо остро в музыкальной среде обсуждалась проблема российских деятелей искусства: их ставили на уровень ниже по сравнению с иностранными. Чайковский часто изливал негодование, видя позорное положение, в котором находилась русская опера. Он осмеивал театральную администрацию за её потворство и угодливость итальянцам и непринятие на работу русских артистов. Голос композитора был услышан. Выступления послужили причиной закрытия итальянской антрепризы, контракты были отменены навсегда.

Вскоре Чайковский познакомился с петербургской группой композиторов – «Могучей кучкой» во главе с М. А. Балакиревым. Ее активисты выступали против музыкального академизма, критиковали консерваторских выпускников и преподавателей за слепое следование западноевропейскому учению и чрезмерный традиционализм.

Первым, с кем у Петра Ильича установились близкие отношения, стал историк искусств, археолог, юрист, музыкальный и художественный критик В. В. Стасов. Знаменательная встреча состоялась во время зимних каникул, которые Чайковский проводил со своими родными в Петербурге. Оказалось, что Стасов – тоже воспитанник Императорского училища правоведения, один из основателей Артели художников (будущих передвижников) и страстный борец за развитие национального искусства. Он отрицал профессиональное музыкальное образование, утверждая, что это сковывает свободу творца.

Подобные разговоры огорчали композитора, хотя созданная Балакиревым и Ломакиным Бесплатная музыкальная школа принесла несомненную пользу. Основной ее задачей было распространение музыкального образования. Здесь действовали оркестр и хор, исполнявшие сочинения своих создателей и лидеров.

Чайковский внимательнейшим образом изучал каждое музыкальное произведение, выпущенное коллегами. Он высоко оценивал А. П. Бородина, хотя считал его халатное отношение к композиции преступлением. Содействовал ему в постановке сочинений в Московской опере и даже сам намеревался дирижировать оперу «Князь Игорь». О работах Модеста Петровича Мусоргского порой отзывался резко, но ставил по уровню таланта выше других «кучкистов», характеризуя его творчество как некрасивое, но свежее. По словам Чайковского, произведения Мусоргского давали надежду на то, что Россия прославится когда – нибудь целой плеядой сильных талантов, которые откроют новые пути в искусстве.

Не менее тесные дружеские отношения сложились у Чайковского с Николаем Андреевичем Римским – Корсаковым. По словам последнего, в кругу композиторов «могучей кучки» к Петру Ильичу поначалу относились несколько небрежно, как к детищу консерватории. Однако после личной встречи на вечеринке у Балакирева Николай Андреевич отозвался о нём как о милом собеседнике, симпатичном человеке, который держит себя просто и говорит задушевно и искренне. Сам Римский – Корсаков вскоре осознал необходимость профессионального обучения и начал посещать уроки по композиции и теории музыки, естественно, не без помощи своего знаменитого друга.

Биография П. И. Чайковского и иллюстрации - из книги "Петр Ильич Чайковский". Автор - составитель Олеся Талалова. Москва, издательство "Эксмо", 2015

+3

17

ДЕЗИРЕ АРТО. ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ.

Весной 1868 года в Москву приехала труппа итальянских певцов, во главе которой стоял частный предприниматель Мерелли. Ярчайшей звездой среди артистов была 30-летняя Маргарет Жозефина Монтанье-Дезире-Арто. Оперная дива выступала в спектакле «Севильский цирюльник» Джоакинно Россини, исполняя два романса Александра Сергеевича Даргомыжского и Михаила Ивановича Глинки в инструментовке Чайковского. Артистка произвела на композитора сильное впечатление. В своём письме к сестре Александре Пётр Ильич сообщил, что очень подружился с Арто, которая представлялась ему милой, умной и доброй женщиной, и пользуется ее благорасположением.

Отец Дезире являлся профессором консерватории в Брюсселе, поэтому с детства судьба певицы была предрешена. В 1858 году она дебютировала  спектакле «Пророк» на сцене французского столичного театра Гранд-опера. Природный талант принёс ей мгновенную славу – за короткий срок она стала примадонной Парижской оперы, побывала во многих странах, исполняла самые известные партии. Россию она посетила в 1868 году на пике славы.

Биография П. И. Чайковского и иллюстрации - из книги "Петр Ильич Чайковский". Автор - составитель Олеся Талалова. Москва, издательство "Эксмо", 2015
http://s3.uploads.ru/t/t7nTL.jpg
Портрет Дезире Арто. Ателье Отто Шлипмана в Берлине. Середина XIX века

Чайковский часто делился переживаниями с братом Модестом. Он говорил, что никогда не был под таким сильным обаянием – его восхищали жесты, грация движений и позы Арто. В то же время другому брату, Анатолию, он признавался, что хотя «актриса великолепная особа – они с ней лишь приятели».

+2

18

Странно, что тему Чайковского начали в 2016 году. 175-летие композитора отпраздновали еще весной прошлого года

0

19

TamarisR написал(а):

Странно, что тему Чайковского начали в 2016 году. 175-летие композитора отпраздновали еще весной прошлого года

В посте № 1 написано, что тема открывается не только в связи со 175летием со дня рождения П. И. Чайковского, но и учитывая, что в 2016 году программа классических выступлений Дэвида - это произведения П. И. Чайковского. Читайте внимательнее пожалуйста.

Отредактировано Лёна (04.02.2016 08:52)

0

20

Лёна написал(а):

В посте № 1 написано, что тема открывается не только в связи со 175летием со дня рождения П. И. Чайковского, но и учитывая, что в 2016 году программа классических выступлений Дэвида - это произведения П. И. Чайковского. Читайте внимательнее пожалуйста.

Элина, убери этот пост пожалуйста. Чего-то задвоился ....

Отредактировано Лёна (04.02.2016 08:54)

0


Вы здесь » DAVID GARRETT RUSSIAN FORUM » Классические музыканты » Пётр Ильич Чайковский