David Garrett, il ‘violinista del diavolo’ in concerto a Milano con Riccardo Chailly
di Giuseppe Pagano
на итальянском
Ha venduto 3 milioni di dischi suonando con la stessa intensità Mozart e musica rock riorchestrata, e nelle sue esecuzioni dal vivo non è difficile riconoscere una rilettura di “Smooth Criminal” di Michael Jackson dopo una pagina per orchestra e violino di Bela Bartòk. Il suo portamento rock’n’roll si unisce a una tecnica spietata e a un’interpretazione filologica e brillante
di Giuseppe Pagano | 29 maggio 2015
Più informazioni su: Musica Classica, Musica Contemporanea
Muovere folle e sollecitare curiosità suonando soltanto un violino non è una capacità alla portata di tutti in epoca contemporanea, anche se si indossano t-shirt e skinny jeans. Ma quando si parla di David Garrett, talento spregiudicato dell’archetto, ogni esibizione si preannuncia sempre affollata come il concerto di una rockstar. Per gli amanti della musica classica e dei “cross-over” meno accademici, il violinista tedesco-statunitense arriva sabato 30 maggio a Milano per un concerto gratuito in Piazza Duomo. Ad accompagnarlo nella sua esibizione ci sarà la Filarmonica della Scala diretta dal Maestro Riccardo Chailly.
Non è raro vedere Garrett ai suoi concerti mentre tiene nella stessa mano uno Stradivari e un anello con un teschio. Ha venduto 3 milioni di dischi suonando con la stessa intensità Mozart e musica rock riorchestrata, e nelle sue esecuzioni dal vivo non è difficile riconoscere una rilettura di “Smooth Criminal” di Michael Jackson dopo una pagina per orchestra e violino di Bela Bartòk. Mescola sacro e profano ed è letteralmente idolatrato dalle donne, ma il suo portamento rock’n’roll non deve distrarre dalla sostanza: ha una tecnica spietata e un’interpretazione filologica e brillante tanto dei classici quanto dei “moderni”.
Pubblicità
La sua biografia da enfant prodige e di predestinato lo accomuna ad alcuni interpreti e compositori dei secoli scorsi. Figlio di un avvocato tedesco e di una ballerina statunitense, David impara a suonare il violino a quattro anni, diventando così abile da vincere, l’anno seguente, una competizione regionale. A sette anni teneva già un concerto a settimana, mentre a quindici stipulava un accordo con la Deutsche Grammophon. Nel suo percorso ci sono anche accademie prestigiose, come il Royal College of Music di Londra e la Juilliard School di New York City, dove si è diplomato sotto la direzione di Itzhak Perlman. Una carriera folgorante, non senza “sacrifici”: a Manhattan si manteneva, anni fa, facendo il modello. Ma le sue esperienze extramusicali non si fermano qui, infatti di recente ha anche vestito i panni di Niccolò Paganini nella pellicola “Il violinista del diavolo”.
E in Piazza Duomo suonerà proprio una pagina del “Prete rosso”, ovvero il “Capriccio n. 24”, oltre alla celeberrima Ouverture dal “Guglielmo Tell” di Rossini. Dagli amanti ‘a tempo pieno’ della musica classica è senz’altro attesa l’esecuzione del “Concerto n. 1 in sol min. op. 26 per violino e orchestra”, opera composta da Max Bruch e dedicata a József Joachim, uno dei più importanti violinisti di metà Ottocento, come pure è attesa l’apertura della serata affidata alle note dell’ “Overture Accademica” scritta da Brahms, una stesura orchestrale del noto “Gaudemus Igitur”, l’Inno universitario internazionale. Il violino di Garret suonerà inoltre “Czardas” di Vittorio Monti, brano ispirato all’omonima danza popolare ungherese, e l’Ouverture da “I vespri siciliani” di Verdi. Per chi non potrà essere a Milano, il concerto sarà trasmesso anche in diretta su Rai5.
http://www.ilfattoquotidiano.it/2015/05 … o/1729283/
ПЕРЕВОД
В тексте статьи есть несколько неточностей. Я колебалась между тем, чтобы оставить всё как есть и ограничиться переводом, или отредактировать текст, не повторяя ошибок. Решила пометить неточности цифрами и дать разъяснительные сноски после статьи
Дэвид Гарретт, «скрипач дьявола» с концертом в Милане с Риккардо Шайи.
Он продал 3 миллиона дисков, играя с той же насыщенностью Моцарта и рок-музыку в обработке для оркестра, и в его выступлениях можно легко услышать “Smooth Criminal” Майкла Джексона после произведения для скрипки с оркестром Белы Бартока(1). Его рок-н-ролльное поведение соединяется с беспощадной техникой и филологически точным(2) блистательным исполнением.
От Джузеппе Пагано /29 мая 2015.
ВНИМАНИЕ! КОПИРОВАНИЕ И ПЕРЕПОСТ ПЕРЕВОДОВ НА ДРУГИЕ РЕСУРСЫ ТОЛЬКО С СОГЛАСИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ФОРУМА!
Расшевелить толпу и вызвать интерес, только лишь играя на скрипке, под силу далеко не каждому в наше время, даже облачившись в футболку и джинсы. Но когда речь идёт о Дэвиде Гарретте, мастере смычка без предрассудков, каждое представление обещает быть многолюдным, как концерт рок-звезды. Для любителей классической музыки и несколько менее академического кроссовера, немецко-американский скрипач прибывает 30 мая в Милан, чтобы дать бесплатный концерт на Кафедральной площади. В этом выступлении его будет сопровождать Филармонический оркестр Ла Скала под руководством Риккардо Шайи.
Нередко можно увидеть Страдивари в той же самой руке, на которой Гарретт носит перстень с черепом(3). Он продал 3 миллиона дисков, играя с одинаковой интенсивностью Моцарта и рок-музыку в обработке для оркестра, и в его выступлениях не трудно узнать «“Smooth Criminal” Майкла Джексона, следующий за композицией для скрипки с оркестром Белы Барток(1). Он смешивает священное с профанным, и его буквально боготворят женщины, но рок-н-ролльный образ не должен отвлекать от его сути : безжалостной техники и филологически верной(2) великолепной интерпретации как классиков, так и современников.
Биография ребёнка-вундеркинда с предопределённой судьбой объединяет его с некоторыми исполнителями и композиторами прошлых столетий. Сын немецкого адвоката и американской балерины, Дэвид начинает обучаться скрипке в 4 года, преуспевая настолько, чтобы победить уже через год в одном из местных конкурсов. В 7 лет он давал один концерт в неделю, а в 15 подписал контракт с Дойч Граммофон. На его пути были престижные музыкальные академии, как Королевский Музыкальный Колледж Лондона и Джульярдская школа в Нью-Йорке, где он получил диплом под руководством Ицхака Перлмана. Молниеносная карьера, и не без жертв: на Манхетене, много лет назад, он содержал себя, работая моделью. Но этот «экстрамузыкальный» опыт не стал препятствием к тому, чтобы совсем недавно он надел одежды Никколо Паганини в фильме «Скрипач Дьявола».
На Кафедральной площади он сыграет пьесу «Рыжего Священника» (4), или «Каприс 24», в дополнение к увертюре к опере «Вильгельм Телль» Россини. Любители классики «в полном формате», несомненно, ждут исполнения Концерта соль-минор для скрипки с оркестром, написанного Максом Брухом и посвящённого Йозефу Иоахиму, одному из самых ярких скрипачей середины 19 века. Ожидается, что откроет вечер «Академическая увертюра» Брамса, оркестровая версия «Gaudemus Igitur" («Итак, будем веселиться»), интернационального студенческого гимна. Скрипка Гарретта сыграет, кроме того, Чардаш Витторио Монти, пьесу, вдохновлённую одноименным народным венгерским танцем, и уветюру к «Сицилийской вечерне» Верди(5). Для тех, кому не удастся побывать в Милане, концерт будет транслироваться в прямом эфире каналом Rai5.
(1) У меня нет информации, что Дэвид играл Белу Бартока, особенно одновременно со “Smooth Criminal”. Исправьте меня, если я ошибаюсь. Из модернистов этого перида он играл Мориса Равеля, Эжена Изаи и один кавер на пьесу Клода Дебюсси.
(2) «Филологическое исполнение» - судя по всему, это хорошая, правильная фразировка при исполнении музыкального произведения, соответствие музыкальных акцентов партитуре, такая игра, при которой воспринимается логика, смысл музыкальной динамики. Понятие проводит параллель между музыкой и выразительной речью. Некоторые критики часто упрекают Дэвида в отсутствии правильной фразировки. Их итальянский коллега явно не согласен с ними.
(3) Можно увидеть, как Дэвид держит Страдивари той же рукой, на которой перстени, но при игре в этой руке (в правой) всё же смычок, а не скрипка. Хороший художественный образ : Страдивари, черепа...но стоит помнить, что при игре на скрипке левая рука должна быть свободной от всего…
(4) «Рыжий Падре» - это прозвище Антонио Лючио Вивальди! При чём здесь «Каприс 24»?
(5) Скрипка Гарретта не играла ни одной из увертюр, только те произведения, в которых он солировала. Так что и увертюру Верди оркестр и Шайи сыграли без неё…
Перевод - Oksana Matiyeva