О чем клип Alle Tage ist kein Sonntag – Till Lindemann & David Garrett?
https://zen.yandex.ru/media/litra/o-che … 78dce3998c
11 декабря состоялась премьера клипа Тилля Линдеманна (солиста группы Rammstein) и немецкого же скрипача Дэвида Гарретта на песню Alle Tage ist kein Sonntag (примерный перевод: "Не каждый день – воскресенье"). Сама песня довольно известна, особенно на территории Германии: она была написана в 1922 году, стала шлягером, а особую популярность приобрела во время Второй Мировой войны.
Именно к этой эпохе и отсылает нас новый клип Линдеманна. Мы видим "старое" соотношение сторон экрана 4:3 (этакий квадратик, в отличие от популярных нынче вытянутых горизонтально анаморфов), по большей части черно-белые кадры в стилистике фильмов с Марлен Дитрих (кстати, она в свое время и исполняла песню Alle Tage ist kein Sonntag), ну и, конечно, костюмы под старину.
Теперь перейдем, собственно, к клипу. Что хотел сказать сценарист и режиссер? Мы знаем, что Тилль Линдеманн всегда очень серьезно подходит к таким вещам: он человек очень начитанный, образованный и хорошо подкован в политике и религии. (Почти) каждый его клип – некое заявление, обычно на историческую, политическую или социальную тему.
Я считала здесь два смысла, которые, на самом деле, довольно близки и могут быть обобщены (об этом ниже).
Герой Тилля Линдеманна – благообразный старичок с белой бородкой – явный намек на бога. Когда он выходит на сцену, у него на спине своеобразный "крест" – это вага (конструкция, на которую крепятся нити или жилки, идущие от сочленений куклы) с крестовиной.
У него в руках марионетка-человек, которой он управляет, как хочет. Когда же оказывается, что бог умер (Gott ist tot – Фридрих Ницше), марионетка-человек теряет нити, улыбается и ликует. Ликуют все! Начинается какой-то безумный пир, переходящий в оргию. Человечество свободно от религии! Но заметьте: у всех людей на шее так и болтается петля. Тем временем, бог воскресает (как ему и положено) – и народ радостно приветствует его, обнимает, пытается дотронуться выпить с ним, а старичок с белой бородкой благословляет своих подопечных, которых спас от смерти своею смертью. Казалось бы, всё хорошо, но, как только бог уходит (по своим делам, наверное), люди опять впадают в депрессию и начинают самоубиваться. Старичку ничего не остается, как вздохнуть, опять выпить – и вновь идти спасать своих марионеток, которые вообще-то утверждают, что хотят избавиться от него.
Второй образ – образ диктатора, кукловода (ведь мы его так называем, да?). Который управляет действиями своих подчиненных. Избавившись от диктатора, люди радуются, пьют – оживают. Но всё циклично, поэтому после смерти одного кукловода народ приветствует другого 😊 такого же) диктатора. Неспроста у всех петли на шее, как я уже говорила. Власть сменяется, но по сути всё остается как прежде: люди вновь хотят покончить с собой. "Не всё коту масленица" – так можно перевести немецкую пословицу Alle Tage ist kein Sonntag. Всё хорошее когда-нибудь кончается, как и периоды междуцарствия, анархии и такого актуального сейчас пира во время чумы. Поэтому авторы клипа не советуют снимать петли со своих шей: они еще пригодятся.
Итак, общий образ понятен: персона важная, главная, в чьих руках власть над другими. Обратите внимание на такую деталь, как лупа на шее главного героя: с одной стороны, это намек на старость (плохо видит), но с другой – это показывает нам, насколько малы его подчиненные: на них надо смотреть через увеличительное стекло.
Поэтому бог ли это, диктатор ли – сложно ответить однозначно. Но за многосмысловость мы же Тилля Линдеманна и любим, не так ли?