О "любви" критиков и "музыкально необразованных слушателей" к Паганини
В Венеции в это время гастролировал знаменитый немецкий скрипач Людвиг Шпор. Его певучая игра, полная достоинства, величия и возвышенной патетики, пользовалась успехом у поклонников классической методы. Паганини с интересом посещал его концерты, отдавая должное мастерству этого большого артиста, хотя и чуждого ему по своим художественным устремлениям.
17 октября Шпор записывает в своем дневнике: «Вчера Паганини возвратился из Триеста в Венецию и, как видно, изменил свой план путешествия в Вену. Сегоднярано утром он посетил меня и, таким образом, я наконец имел случай лично познакомиться с этим легендарным человеком, о котором, с тех пор как я переехал границу Италии, мне рассказывают ежедневно самые невероятные вещи. Им восхищается вся Италия. Несмотря на то, что концерты инструменталистов посещаются публикой не особенно охотно, он их дает десятками, дюжинами при
полных сборах. Осведомляешься, чем же, собственно, он очаровывает публику? От людей музыкально необразованных получаешь самые восторженные отзывы о нем: «Маг и волшебник» — иначе его не называют. «Звуки, которые он извлекает из скрипки, никогда не были воспроизводимы».
Специалисты же и люди музыкально образованные, не отрицая удивительной ловкости его левойруки в пассажах, двойных нотах и в прочем, утверждают, что именно то, чем он удивляет публику, унижает его, низводит на уровень шарлатана и никоим образом не компенсирует недостатки, а именно: отсутствие большого, широкого тона и музыкально развитого вкуса при исполнении кантилены. То, что пленяет в его игре итальянскую публику и порабощает ее, что дает ему эпитет «недосягаемого», фигурирующий под его портретами, выставленными в витринах, после более или менее подробных расспросов оказывается не чем иным, как рядом «прелестей», которыми за много лет до него восхищал наших бабушек, разъезжая по провинциальным городам Германии, наш соотечественник Шеллер. Это искусственные флажолеты, вариации на одной струне (чтобы произвести большее впечатление, он снимал со скрипки три струны), известного рода пиццикато левой рукой и многие противоречащие природе инструмента звуки: фагота, голоса старой бабы и тому подобные фокусы»
Однако Шпор, сам большой музыкант и артист, понимал, что одной технической ловкостью и фокусами нельзя так завоевать аудиторию, и, заканчивая свою запись, замечает: «Мне хотелось бы послушать Паганини тем более, что столь популярный исполнитель, с таким громким именем, должен иметь заслуги более достойные внимания, чем вышеупомянутый виртуоз».
22 октября, спустя два дня после своего концерта, Шпор продолжает свои записи: «Сегодня рано утром Паганини зашел ко мне с целью сказать мне много лестного о моей игре и данном мною концерте. Я, в свою очередь, попросил его сыграть мне что-нибудь, так как не слышал еще его игры; многие из присутствовавших любителей музыки также присоединились к моей просьбе. Он же наотрез отказался играть, отговорившись тем, что, вследствие падения, у него болит рука и это не позволяет ему исполнить мою просьбу. Спустя некоторое время, когда
мы остались одни, я еще раз убедительно просил его сыграть мне что-нибудь. Он снова отказался... Таким образом, мне пришлось уехать отсюда, не услышав игры мага, волшебника Паганини».
Отмечая небывалый успех Паганини у широкой массы «музыкально необразованных» слушателей. Шпор подчеркивает, что часть публики, состоявшая из «специалистов», критически относилась или вообще отвергала искусство Паганини, низводя его до простого шарлатанства. Разделение Шпором публики на «музыкально необразованных» и «специалистов» неопровержимо показывает, к какой аудитории обращалось молодое романтическое искусство.
(стр. 46)