Элиииииина, боже, СПАСИБО!!! [взломанный сайт]
Никколо Паганини
Сообщений 121 страница 140 из 186
Поделиться12208.10.2013 02:57
Паганини и Берлиоз
Осень и зиму 1833 года Паганини провел в Париже. Здесь 22 декабря он впервые услышал «Фантастическую симфонию» Берлиоза в авторском исполнении. Великий скрипач был захвачен этим произведением, покорен мощью и размахом поэтического замысла. В мятежном духе музыки Берлиоза, в ее причудливых образах, сказочной роскоши оркестровой палитры он улавливал родственные ему чувства и настроения. Весь облик молодого композитора, его мужественная смелость, его отказ идти на компромисс со вкусами мещанской публики, бесстрашие, с каким он отметал уничтожающую критику консервативно мыслящих музыкантов, вызывали горячую симпатию.
С присущей ему импульсивностью, Паганини тут же решил выразить охватившие его чувства Берлиозу. «После того как публика разошлась, я увидел человека с длинными волосами и пронизывающим взглядом, с лицом странным и изможденным, колосса среди великанов. Я не знал этого человека, но его вид меня сразу же взволновал. Он поджидал меня в зале и, когда я проходил, остановил меня, чтобы пожать руку и выразить пылкие слова похвалы, воспламенившие мое сердце и голову. Это был Паганини!!! С этого дня, — рассказывает Берлиоз, — началось мое знакомство с великим артистом, оказавшее столь счастливое влияние на мою судьбу».
Встреча с Берлиозом совпала с тем временем, когда мысли Паганини были заняты конструированием нового смычкового инструмента типа большого альта, способного передать все богатство оттенков человеческого голоса. Толчком для этой идеи послужил ранее приобретенный им альт Страдивари. Пристрастившись к игре на этом инструменте и изучая его выразительные возможности, Паганини постепенно увлекся идеей создать инструмент большего размера, с еще более глубоким и мощным звучанием. Гибкость рук позволяла ему играть «а браччо» на инструменте, недоступном по своим размерам для других исполнителей.
Видимо, он заказал изготовить подобного рода инструмент через Джерми одному из итальянских мастеров, так как в письме к нему из Лондона спрашивает, когда же он вышлет ему «большой альт». «Я называю этот инструмент «контравиолой», — добавляет он. Паганини был знатоком струнных инструментов. Он всегда интересовался вопросами изготовления не только скрипки, альта, но и гитары. В 1829 году, во время пребывания во Франкфурте-на-Майне, он дал ряд ценных советов и совершенно новых указаний, касающихся усовершенствования гитары, мастеру Ф. Г. Бринкману, изобретателю так называемой «Korrektiongittare».
Возможно, что идея «большого альта» возникла у Паганини и не без влияния парижского скрипичного мастера Жана-Баттиста Вильома, за работами которого он с интересом следил. В то время мастер как раз проводил опыты по конструированию подобного же типа смычкового инструмента, называемого им также «контравиолой». С Вильомом Паганини был хорошо знаком. Этот мастер, славившийся своими замечательными имитациями итальянских инструментов, однажды сыграл с ним шутку, заставив артиста пережить несколько неприятных минут, запомнив-
шихся ему на всю жизнь. Паганини принес Вильому свой Гварнери дель Джезу, нуждавшийся в небольшом ремонте. Мастер попросил оставить ему скрипку на некоторое время. Когда артист через несколько дней зашел к Вильому, тот вынес ему два инструмента настолько похожие друг на друга, что Паганини не мог ни по внешнему виду, ни по характеру звука определить, какой из них подлинный, а какой является подделкой. Он был серьезно взволнован, но Вильом, немного посмеявшись над ним, указал на подлинный, а свою искусную подделку подарил ему на память.
Музыка Берлиоза подсказала Паганини, кто сможет написать ему произведение для альта. Наброски собственной пьесы его не удовлетворяли. Спустя несколько недель после концерта Берлиоза Паганини посетил композитора. «У меня есть чудесный альт Страдивари, — сказал он, — я хотел бы выступить с ним перед публикой. Но у меня нет музыки ad hoc (для данно-
го случая). Не пожелаете ли вы написать соло для альта? Я не могу доверить никому, кроме вас, этой работы».—«Конечно,— ответил ему Берлиоз,— мне трудно выразить, насколько я польщен вашим доверием, но, чтобы оправдать ваши ожидания и написать пьесу, в которой мог бы блеснуть такой виртуоз, как вы, надо самому уметь играть на альте, а я не умею. Только вы сами, как мне кажется, могли бы написать подобное произведение». — «Нет! Нет! Я настаиваю на этом,— возразил Паганини,— вы сделаете это превосходно; что касается меня, то в настоящее время я настолько болен, что не могу и думать заниматься ком-позицией».
"Чтобы сделать приятное знаменитому артисту, я попытался написать соло для альта, но соло, сочетающееся с оркестром таким образом, чтобы ничто не выделяло его из массы других инструментов, ибо я был уверен, что Паганини, с его несравненной мощью исполнения, всегда сумеет сохранить за альтом главенствующую роль. Предложение показалось мне новым, и вскоре в моей голове возник довольно удачный план; я с увлечением принялся за его осуществление»
Слухи о том, что Паганини заказал пьесу Берлиозу тотчас же проникли в печать. Парижская «Музыкальная газета» сообщала: «Паганини, здоровье которого улучшается, обратился с просьбой к Берлиозу написать новое сочинение в стиле «Фантастической симфонии», которое знаменитый виртуоз думает сыграть во время турне по Англии. Произведение называется «Последние минуты Марии Стюарт», драматическая фантазия для оркестра, хора и альта соло, в которой Паганини в первый раз публично исполнит партию альта».
Едва лишь Берлиоз написал первую часть пьесы, как Паганини выразил желание познакомиться с ней. В мемуарах Берлиоза мы читаем такую запись: «При виде пауз в партии альта в Allegro он воскликнул: «Это не то! Я здесь слишком долго молчу; надо, чтобы я играл все время». — «Я же говорил — вам нужен концерт для альта, но вы единственный, кто может его написать». Паганини не возражал. Он, видимо, был разочарован — и ушел, не сказав ничего больше о моем симфоническом наброске». Берлиоза не обескуражила неудача. Увлеченный идеей симфонического произведения с солирующим альтом, он продолжал работать над этим сочинением. Так была создана им знаменитая вторая симфония «Гарольд в Италии». В проходящей через все произведение мечтательной мело-дии альта воплощены грезы героя о счастье.
Неудача с заказанной пьесой не изменила отношения Паганини к Берлиозу. Он остался восторженным почитателем его творчества, продолжая внимательно следить за всем тем, что выходило из-под пера молодого художника.
стр. 119-120
Поделиться12308.10.2013 12:02
Очень интересно! Спасибо, Элин! [взломанный сайт]
Поделиться12427.10.2013 14:28
Именно сегодня - тот самый день, когда родился этот гений. Сказать "спасибо" за его рождение - это не сказать ничего. Я не знаю, кто там нами сверху управляет, но за его идею послать на землю такого человека, музыканта, личность - безграничное уважение и восхищение. Такие люди посланы на землю для того, чтобы сделать остальных людей лучше, добрее, духовно богаче. И слушая музыку Паганини мы именно такими и становмися.
С Днём рождения, Никколо!
Поделиться12527.10.2013 17:25
С Днём рождения, Никколо!
Паганини стоит на эстраде один.
Перед ним зал чернеет молчащий.
Покажи, о, скрипач номер один,
Что такое скрипач настоящий!
Хватит хамам кривляться, и хватит жестоко
Им глумиться, галдеть и кричать!
Пусть во славу небес запоет одинокий,
Виртуозный смычок скрипача!
Вижу: бегают бледные тонкие пальцы.
Вижу: хмуриться черная бровь.
От пассажей лихих, от штрихов итальянца
В жилах публики бесится кровь.
Паганини играет блестяще и смело,
Дум-эмоций своих не стыдясь.
Злопыхатели в зале глядят онемело:
В их сердцах только зависть и грязь.
Прямо к небу, к Всевышнему пенье возносится.
Пой, смычок! И скользи по струне.
Плачут ангелы в небе. Трепещет и корчится
Мефистотеля тень на стене.
Афанасий Ботяновский.
Отредактировано Melody (27.10.2013 17:38)
Поделиться12618.01.2014 22:53
Отказ Паганини королю Франции Луи-Филиппу
Выступление Паганини перед парижской публикой было намечено на 9 марта 1831 года. Однако через Паэра им было получено приглашение выступить 2 марта на придворном вечере у короля Луи-Филиппа, которое Паганини вежливо, но решительно отклонил. Весь эффект появления перед парижскими слушателями должен быть сохранён для первого концерта. "Синьор Паганини, - сообщал "Театральный курьер" 3 марта, - должен был вчера играть у короля. Но неожиданное недомогание лишило артиста этой чести". Паганини в тот же день просил Паэра принести извинения королю: "Кашель помешал ему исполнить просьбу его величества".
стр.101
Поделиться12718.01.2014 23:06
Как описывают Паганини парижане
Игра Паганини, его необычайная внешность поражали воображение парижан. «Его длинные волосы, его взгляд, его голубой редингот с воротником, отороченным мехом,
его небольшие башмаки с каблуками — все это странно! Это поистине Крейслер, герой Гофмана», — записывает в своем дневнике молодой парижский литератор Фонтане. Весь Париж повторял крылатые слова Бальзака:«Паганини — Наполеон жанра».
В программе концерта: «Эгмонт» Бетховена и ария из оперы «Абенсераги» Керубини в исполнении Нурри. Паганини играл свой первый концерт, «Военную сонату» на одной струне на тему из оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта и Интродукцию и вариации «Nel сог piu поп mi sento» для скрипки соло. Два дня спустя Людвиг Бёрне в своем отчете о концерте писал: «Не могу выразить словами того впечатления, какое произвел Паганини. Я мог бы передать это только на его скрипке, если бы она была у меня. Это было божественно, это было дьявольское вдохновение! Публика обезумела, да он и впрямь сводит с ума. Ему внимали затаив дыхание, и неизбежное биение сердца раздражало, мешая слушать. Когда Паганини вышел на эстраду,
еще прежде чем он заиграл, его приветствовали громом рукоплесканий. И тут посмотрели бы вы на смущенную фигуру этого кровного врага балетного искусства. Он качался во все стороны, словно пьяный. Он подталкивал одну ногу другой и выставлял ее вперед. Руки он то вскидывал к небу, то опускал к земле, потом протягивал их к кулисам, взывая к небесам, земле и людям о помощи в его великой скорби. Потом он снова останавливался с распростертыми объятиями, обнимая самого себя. Он широко открывал рот и, казалось, спрашивал: относится ли это ко мне? Он был великолепнейшим увальнем, когда-либо созданным природой, его стоило нарисовать. Играл он божественно. Во Франкфурте он мне понравился далеко не так. Все делает
окружение. Я слышал тысячью ушей, я воспринимал нервами всего зала. В своих вариациях, сыгранных в заключение концерта, Паганини выделывал такие штуки, что они вызвали смех у самого артиста. Но хотел бы я знать причину этого смеха: глупость публики, знак одобрения своему исполнению или же насмешка над самим собой? Последнее вероятнее. Самое сильное, что было сказано о Паганини, это: на целые два часа забыли поляков. У него самый мефистофельский облик в мире, такой, что при виде него одна дама не смогла сдержать крика ужаса. Мадам Малибран спросила великого скрипача Байо, что он думает о Паганини. Тот ответил: «Ах мадам, это чудесно, непостижимо, не говорите мне о нем, потому что есть от чего
сойти с ума».
стр. 102
Поделиться12818.01.2014 23:19
Влияние Паганини на становление Ференца Листа
Среди слушателей, присутствовавших на первом концерте Паганини, был и двадцатилетний Ференц Лист. Молодой пианист в то время находился на перепутье, переживал своего рода исполнительский кризис. Несмотря на блистательный успех в парижских салонах, он был глубоко неудовлетворен своей артистической деятельностью, питая непреоборимое отвращение к мещанскому салонномискусству. Но Лист ясно еще не представлял себе пути к достижению высокого и светлого искусства, к которому порывался всем своим существом.
Концерт Паганини произвел на Листа «впечатление сверхъестественного чуда». Игра великого артиста, подобно яркой молнии, осветила ему тот путь, по которому он отныне будет идти в своем искусстве. «Перед ним воочию открылся «новый мир» и предстала та «бездонная пропасть», которая отделяла этого «единственного исполнителя» от «так называемых гениев», подвизавшихся в Париже. Лист был не только ошеломлен, изумлен и восхищен; он словно переродился; образы, желания, надежды пестрой вереницей проносились в его разгоряченном моз-
гу. Он был охвачен неукротимой страстью к работе».
«Я играю по 4—5 часов в день упражнения (терции,сексты, октавы, тремоло, репетиции, каденции и т. д.),— писал Лист своему другу Вольфу. — Ах! если я не сойду с ума, то ты найдешь во мне опять художника! Да, художника, которого ты требуешь, художника, каким он теперь должен быть».
«И я тоже художник!» — воскликнул Микеланджело, когда он впервые увидел шедевр искусства. — Твой друг, как он ни мал и ни жалок, вспоминает непрестанно эти слова великого человека после последнего выступления Паганини. Рено, какой человек, какой скрипач, какой художник! О боже, сколько муки, сколько горя, сколько страдания выражают эти четыре струны!.. И его выражение, его способ фразировки и, наконец, его душа».
Под непосредственным воздействием игры и музыки Паганини Лист производит коренную переоценку ценностей в области фортепьянного искусства, приведшую его к совершенно новой, симфонической трактовке фортепьяно. В законченной им в 1832 году «Большой бравурной фантазии на «Колокольчик» ("Кампанелла") Паганини, написанной в форме вариаций, «как в фокусе, отразились переживания молодого Листа, — и не только в плоскости чисто пианистической, но и в плоскости творческой... он понимал, что сознательно шел против старого по каким-то еще неведомым путям, что ближайшее знакомство с сочинениями и игрой Паганини побудило его к «опытам нового рода».
стр. 104
Поделиться12918.01.2014 23:30
Приглашение Паганини в Лондон
Общение с артистическими кругами не мешало Паганини вести деловые беседы с антрепренером лондонского Королевского театра Ковент Гарден Пьером-Франсуа Лапором, срочно прибывшим во французскую столицу, как только до Англии достигли слухи о неслыханном, триумфальном успехе итальянского скрипача у парижской публики. Лапор предложил заманчивые условия, решив ангажировать Паганини на серию концертов в предстоящем зимнем сезоне, который обещал быть особенно блестящим в связи с коронацией короля Вильгельма IV. Соглашение было достигнуто довольно быстро, так как Лапорт пошел на все условия артиста.
К тому же, и сам Паганини стремился как можно скорее покинуть Париж. Он устал от нескончаемого потока назойливых просителей — музыкальных сочинителей, до-бивавшихся апробации их партитур, родителей, жаждущих получить отзыв о таланте своих чудо-детей, наконец просто от охотников за автографами знаменитостей. В иной день число посетителей достигало шестидесяти, и если бы не его камердинер Урбани, без стеснения выставлявший за дверь не в меру назойливых домогателей, он не имел бы свободной минуты. Тем не менее он терпеливо просматривал партитуры, слушал игру вундеркиндов, давал советы, писал отзывы и рекомендации.
стр. 108
Поделиться13019.01.2014 00:28
Турне в Англии
Дорожная карета артиста миновала городскую заставу. Лишь теперь Паганини смог, наконец, успокоиться. Его путь лежал на север Франции. Дав проездом концерты в Булони, Дюнкерке, Лилле и нескольких других провинциальных городах, артист, в сопровождении Пачини, отплыл в пятницу 13 мая (1831 года) на пакетботе из Дуэ в Англию и в семь часов утра следующего дня прибыл в Лондон.
Несколько недель прошло, прежде чем Паганини выступил с концертами в столице Англии. Время было заполнено посещениями различных лиц, к которым у него были рекомендательные письма, консультациями с врачами. Он восстанавливал силы перед последним этапом своего европейского турне.
В Англии приезд Паганини ожидали с напряженным любопытством, в особенности в великосветском и аристократическом обществе. Однако это любопытство, возбужденное ожидаемым приездом знаменитости, имело мало общего с интеллектуальным интересом, проявлявшимся к артисту в художественных кругах Германии и Франции. Паганини сумел искусно использовать страсть англичан ко всякого рода чудесам и рекламе, благодаря чему его состояние увеличилось на немалое количество фунтов стерлингов. Позднее Шопен писал про английскую аристократию: «Они все расценивают на фунты, искусство любят потому, что это роскошь».
Лапор обставил пребывание Паганини в Лондоне со всем возможным комфортом. Артист расположился в самой фешенебельной лондонской гостинице «Отель Саблионьер», где останавливались только «знать и джентри». Сумрачный вид большого Лондона, общий колорит города, столь отличавшийся от других европейских столиц, несколько подавляли его. Но некоторые картины городского пейзажа, в особенности знаменитые лондонские доки, вызвали в памяти юношеские воспоминания о Генуе и Ливорно, а вместе с ними и приступ тоски по родине.
Впрочем у Паганини не было времени разбираться в нахлынувших чувствах. Как и в Париже, его осаждали многочисленные посетители, главным образом музыканты. В предвидении своих концертов он не мог отказать в знакомстве местным скрипачам — Франсуа Крамеру — мастеру королевской музыки, Спаньолетти, композитору и пианисту Пио Чанкеттини, позднее — его аккомпаниатору, сопровождавшему артиста в поездках по провинциальным городам, где не было оркестров.
С другой стороны, множество привезенных им рекомендательных писем, в первую очередь к лондонским медикам— королевскому хирургу Ашли Куперу, известному терапевту Арчибальду Биллингу, дантисту Сэмюэлю Картрайту, а также к влиятельным аристократам требовали официальных визитов, посещений и бесед, отнимавших много времени. 22 мая он посетил герцога Суссекского, вечером обедал у принца Пауля Эстенци; на следующий день завтракал с актером Уильямом Эвансом Бюртоном и провел вечер у леди Флинт — старого друга Уго Фосколо.
Лондонцы, воспитанные на традициях Генделя, Гайдна, Моцарта, а затем Бетховена и Мендельсона, были стойкими поклонниками классического искусства. Веяния музыкального романтизма если и коснулись их, то очень поверхностно, не оставив глубоких следов в устоявшихся художественных вкусах.
В артистические круги Лондона Паганини ввел доктор Биллинг, его врач и впоследствии близкий друг, оказавшийся серьезным любителем музыки. Вскоре после приезда Паганини он устроил 17 мая в его честь обед, на который были приглашены видные музыканты; среди них—члены лондонского филармонического оркестра, скрипачи Крамер и Моралт, виолончелйст Роберт Линдлей, знаменитый контрабасист Доменико Драгонетти, певец Генри Филлипс. Паганини чувствовал себя превосходно, билеты на первый концерт, объявленный на 21 мая, были распро-
даны, несмотря на сильно повышенные цены. Вопреки своему принципу нигде не играть до своего первого выступления в концерте, Паганини в этот вечер много и охотно
играл квартеты Бетховена и произведения Корелли.Но спустя два дня, 19 мая утром, завтракая в кондитерской Верея на Риджент Стрит, он был неприятно поражен передовой статьей газеты «Тайме», содержащей резкий протест против «грабительского нападения двух беспринципных иностранцев на кошельки англичан» (Лапор был по происхождению французом.— И. Я.). Статья была вызвана тем, что Лапор опрометчиво
нарушил демократическую традицию, издавна существовавшую в Англии, — никогда не повышать цен на дешевые места.Вслед за «Таймсом» и другие органы печати, озабоченные поддержанием «национального достоинства», также выступили с резкими нападками на артиста, с ужасом сообщив читателям, что сбор с первого концерта Паганини составит неслыханную сумму в 3980 фунтов стерлингов. Лапор был вынужден написать объяснение. Паганини счел неблагоразумным впервые выступить в Англии в столь напряженной обстановке. Это было воспринято как демонстративный выпад артиста против английского общественного мнения. Два дня спустя «Тайме» поместила новую язвительную статью, иронически рисовавшую, какую Англия понесет потерю, если Паганини, упорствуя в своей позиции, уедет в Париж, так и не выступив с кон-
цертами. Атмосфера все больше накалялась.В Париже, где широко комментировался конфликт между английской общественностью и итальянским артистом, писали: «Так как он обладал громким именем, все англичане считали очень важным иметь возможность при случае сказать, что и они его слышали. Однако их возмущала мысль, что нужно заплатить за удовлетворение своего любопытства больше, чем за знакомство с прощелыгой, принимаемым в фешенебельном кругу. А лондонские журналисты, ничего не сделавшие, чтобы дать читателям оценку таланта Паганини, в отместку подсчитывали деньги, которые он увезет из Соединенного королевства, и, доказывая алчность артиста, обрушивались на него с грубой бранью».
Представители английской аристократии, в первую очередь герцог Девонширский, предприняли шаги с целью сгладить неприятный инцидент, омрачивший пребывание в Англии знаменитого артиста. Постепенно буря негодования улеглась, и Паганини счел возможным назначить свой первый концерт на 3 июня в театре Ковент Гарден.
Незадолго до этого артист обратился с письмом в газету «Тайме». Свидетельствуя свое уважение к демократическим традициям англичан, он далее писал: «Вы обяжете меня, напечатав в ближайшем номере вашей газеты прилагаемое письмо, которое я прошу перевести буквально. Вечер моего первого концерта в Королевской опере теперь близок, и я чувствую себя обязанным заявить о том, что прошу благосклонности английского народа, который чтит искусство, как и я уважаю его. Имея обыкновение назначать во всех странах континента двойные цены на концерты и будучи мало знаком с обычаями этой столицы, которой я представляюсь впервые, я полагал, что могу сделать то же самое. Однако осведомленный многими журна-
лами о том, что назначенные здесь цены выше, чем цены на континенте, и убедившись в том, что эти замечания правильны, я охотно иду навстречу желанию публики, уважение и хорошее отношение которой для меня явится лучшим удовлетворением».Первые же звуки скрипки Паганини примирили англичан с артистом. Забыв о своей чопорности, английская публика безумствовала не меньше, чем экспансивные французы и итальянцы. Успех превзошел все ожидания. Мери Шелли, вдова знаменитого поэта, писала своей подруге: «Паганини доводит меня до истерики. Я наслаждаюсь им больше, чем могу это выразить словами, — его фантастическая, воздушная фигура, взгляд, полный восторга, и звуки, которые он извлекает из скрипки, — все сверхъестественно».
В течение июня—июля Паганини дал в Лондоне 15 концертов. Наряду с этим он выступал в аристократических салонах, в том числе у лорда Голланда, где собирались самые утонченные знатоки искусства и виднейшие представители науки. За баснословные деньги артист давал уроки игры на скрипке некоторым восторженным леди, желавшим созерцать не в огнях рампы, а при свете домашних люстр того, кого «Атенеум» называл «настоящим Самиэлем по виду и, без сомнения, дьяволом в исполнении».
О популярности О популярности Паганини решительно во всех кругах лондонского общества свидетельствует характерный диалог, который произошел у артиста с лондонским извозчи-
ком. Последний, узнав знаменитого скрипача, заломил непомерно высокую цену и на протест Паганини заявил: «Берете же вы высокие цены за билеты, а играете всего лишь
на одной струне». Паганини, со свойственной ему находчивостью, моментально ответил: «Что же, я заплачу тебе сколько ты требуешь, только довези меня на одном колесе».Доходило до того, что когда Паганини появлялся на улице, то находились люди, которые стремились прикоснуться к нему, чтобы убедиться в материальном, хотя и весьма тощем, наличии его тела. Не человек, а дьявол. «Это делали, — пишет Паганини, — не только простые люди, но и люди из высших классов».
В карикатурах, издавна служивших в Англии широко распространенным средством общественной критики, не щадившей никого, даже короля, художники зло высмеивали артиста. Они создали острые шаржи на него в быту и на эстраде. Сам Паганини, вместе с английской публикой, весело смеялся над карикатурными изображениями своей особы. Рассказывая в письме к Джерми о том, что во всех лондонских магазинах появилось множество совершенно непохожих его портретов, он замечает: «Есть среди них и смешные рисунки. На одном я изображен играющим в странной позе, в то время как пюпитр объят пламенем. На другом я обнимаю прекрасную леди — намек на слух, который сейчас ходит, что я влюблен в самую красивую английскую девушку; третий изображает меня играющим на скрипке с одной струной, а на другом Лаблаш звонит в колокольчик точно так, как он это делал в одном из моих концертов. Эти рисунки до того забавны, что я буквально умираю со смеху».
В конце июля, когда зажиточная часть лондонцев покидает столицу, выезжая на летний отдых, Паганини начал свое концертное турне по Англии, Шотландии и Ирландии, затянувшееся, с перерывами, на четыре года. Артист объездил всю страну, посетил ее самые отдаленные уголки, почти ежедневно давая концерты. Несмотря на тяжелые условия передвижения в дорожной карете, суровые климатические условия, сказавшиеся на состоянии здоровья переутомленного артиста, он, словно одержимый, ни на минуту не переставая, играл, захваченный «золотой
лихорадкой».Парижская пресса, внимательно следившая за перипетиями турне Паганини по Соединенному королевству и отмечавшая невиданную дотоле интенсивность исполнительской деятельности, характеризовала это как «счастливое сочетание его ненасытной алчности к деньгам с британской коммерческой предприимчивостью».
Уже в письме из Эдинбурга, написанном Паганини 31 октября 1831 года в Париж, звучит нотка усталости. Содержащиеся в письме иронические характеристики пианиста Чанкеттини и певца Пароди дают представление об «антураже», в котором выступал в Англии Паганини: «Меня здесь не оставляют в покое ни на одно мгновение, и я не располагаю буквально свободной минутой, чтобы написать Вам более подробно о моих делах, которые идут сносно. За два месяца после отъезда из Лондона я дал 32 концерта, завтра вечером будет мое шестое выступление в Эдинбурге. Послезавтра поеду по Шотландии и вернусь в среду 14 ноября, вечером будет мой концерт; потом уеду в Англию. Г-н Фриман прекрасно относится ко мне, он вообще хороший человек. Чанкеттини хорош только тогда, когда ест, спит или импровизирует в свойственной ему манере за фортепьяно; а Пароди больше всего подходило бы продавать билеты у дверей; что же касается их искусства, то картина печальная. Мадемуазель Пьетралья очень симпатичная особа, и поет она приятно. С тех пор как ей пришлись по вкусу мои сочинения и звучание моей скрипки, она сделала большие успехи... Здесь огромное количество моих почитателей, которые не отпускают меня из Эдин-бурга. С нетерпением ожидаю счастливого момента, когда мы увидимся в спокойной обстановке и когда можно будет оставить все эти дела: я устал давать концерты и беседовать о музыке». В постскриптуме он добавляет: «Если в конце ноября, когда я выполню свои обязательства, меня посетит Вдохновение, я умчусь в Париж».
Четыре года, с 1831 по 1834, Паганини провел в непрестанных переездах через Ламанш. Дав с июня 1831 года по март 1832 года в Англии сто тридцать два концерта, артист в середине марта возвратился в Париж. Он находился в подавленном состоянии, все еще не в силах оправиться от потрясения, полученного им при известии о смерти матери. Печальная весть настигла его в Ливерпуле во время турне. «Я плачу и все еще продолжаю оплакивать потерю нашей любимой матери»,— писал Паганини сестре Николетте
стр. 111-115
Поделиться13119.01.2014 00:32
За два месяца после отъезда из Лондона я дал 32 концерта, завтра вечером будет мое шестое выступление в Эдинбурге.
Дав с июня 1831 года по март 1832 года в Англии сто тридцать два концерта
..и это в возрасте пятидесяти лет да ещё с таким слабым здоровьем!!! Так что нашему Дэвиду ещё далеко до таких рекордов)))...
Поделиться13219.01.2014 00:52
О холере в Париже и о пристрастии Паганини к "кладбищенскому"...
Париж Паганини нашел опустошенным холерой и... музыкой. Об изобилии концертов в Париже, «инструментальных, вокальных, платных, благотворительных, классических, романтических, исторических, снотворных, потогонных и иногда холерных», полусерьезно, полуиронически писал журнал «Артист».
Однако эпидемия холеры не заставила Паганини покинуть Париж, и 20 апреля он дал концерт в Гранд-Опера в пользу пострадавших от этой страшной болезни. «Все бегут из Парижа от холеры, — пишет он Джерми. — До сегодняшнего дня полиция выдала больше ста тридцати тысяч паспортов. Действительное число жертв, по достоверным источникам, приблизительно около одиннадцати тысяч человек. Я развлекаюсь картинами похорон этих жертв на кладбище и даю концерт в пользу пострадавших от холеры... Россини бежал в ужасе. Я, наоборот, бесстрашен в своем желании служить человечеству».
Кодиньола, обращая внимание на циничную фразу, касающуюся кладбища, склонен расценивать ее как язвительный ответ друзьям, отстранившимся от всякого участия в помощи людям, пораженным смертоносным бичом. Де Курси с большим основанием отмечает, что картины болезни и смерти всегда с какой-то странной силой привлекали артиста, и указывает, что Паганини, например, «играл для мертвых на кладбище в Венеции в 1824 году».
Можно было бы еще добавить, что, будучи в Лондоне в 1831 году, Паганини, вместе с доктором Биллингом, посетил анатомический театр госпиталя Святого Бартоломея, где «наслаждался, наблюдая проведение сложной и необычной операции».
Интерес к подобного рода картинам был вообще характерен для романтической школы. Вспомним хотя бы английскую «кладбищенскую поэзию» конца XVIII века, быт французских романтиков. Так, молодой Верой, будущий директор Гранд-Опера, пригласив на обед друзей — артистов и поэтов, украсил стол человеческим скелетом, «хорошо сохранившимся, купленным за двадцать пять франков».
«Моя любимая прогулка, особенно когда идет дождь,— это кладбище Монмартра», — писал
Берлиоз.
стр. 116
Поделиться13319.01.2014 01:02
Баронский титул Паганини
15 января 1833 года, правительственный официоз «Le Moniteur universel» опубликовал сообщение о том, что «Паганини возведен в звание барона и командора Вестфалии. Этот титул является наследственным и передается по мужской линии». Баронство, которого давно домогался Паганини, было им попросту куплено у вестфальского двора за изрядную сумму, весьма кстати пополнившую довольно скудную кассу его величества короля Вестфалии.
Поделиться13419.01.2014 01:10
Паганини, например, «играл для мертвых на кладбище в Венеции в 1824 году
...тот эпизод в фильме, где Паганини играет на кладбище, один из моих любимых...
Поделиться13519.01.2014 01:13
..мне вообще кажется, что ничего мистического в его пристрастии играть на кладбищах и нет. Просто это единственное место, где тихо, спокойно и мало народу, где можно спокойно позаниматься перед выступлением.
Поделиться13619.01.2014 04:59
Я тоже так думаю. Для этого были какие – то реальные, рациональные причины ) Скорее всего, правда, – самое тихое и спокойное место. Хотя еще могло быть – по приколу или для поддержания «дьявольского» имиджа (если считать, как в фильме, что дьявол – это ловкий пиар–ход). Опять же борьба с холерой – музыка всегда должна поддерживать людей. В общем, что – то в таком духе. В то же время мне нравится, как написала раньше martusa, вполне в стиле язвительных замечаний Паганини, - еще неизвестно, перед какой публикой играть приятнее и такая ли уж большая, иной раз, по сути дела, разница. Кстати в фильме, если бы я не знала, я бы, может, и не догадалась, где они – подумала бы - наверное, парк какой – то))
Поделиться13719.01.2014 13:38
читать не перечитать.....
Поделиться13819.01.2014 13:46
читать не перечитать.....
..это хорошо или плохо?)))...
Поделиться13919.01.2014 16:00
ничего мистического в его пристрастии играть на кладбищах и нет
...девочки, а представляете, как это всё выглядело?...приходит себе человек на кладбище...помолиться, помолчать, что-то вспомнить, поплакать...и тут слышит где-то вдалеке звуки скрипки, странные такие, нереальные...подымается, в полубессознательном состоянии идёт в том направлении, откуда слышна музыка...и, о Боже....в одном из склепов стоит ДЬЯВОЛ....ПАГАНИНИ...играет свою дьявольски сложную музыку....если бы это случилось со мной, то я точно с кладбища уже не вышла...Получается, что Паганини сам того не ведая, (ибо я уверена, что для него на тот момент важно было погружение в музыку, а не придумывание всяких там мистических легенд....то, как он играл само по себе уже легенда), создал легенду о дьявольщине, не опровергая долгое время всего того, что о нём говорили....
Поделиться14019.01.2014 20:26
Ну, да, было очень похоже , что он дьявол) И, конечно, на людей это все производило впечатление)