Вверх страницы

Вниз страницы

DAVID GARRETT RUSSIAN FORUM

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » DAVID GARRETT RUSSIAN FORUM » Классические музыканты » Никколо Паганини


Никколо Паганини

Сообщений 141 страница 160 из 186

141

Elina написал(а):

Melody написал(а):

    читать не перечитать.....

..это хорошо или плохо?)))...

Я думаю, что это хорошо)

0

142

Паганини как альтист

В мае 1833 года Паганини приехал в Англию, где пробыл до августа, дав концерты в Лондоне и выезжая в ряд провинциальных городов. В начале мая он принял участие в музыкальном вечере у доктора Биллинга.

В этот период Паганини увлекся игрой на альте. Ему удалось приобрести в Лондоне чудесный альт работы Антонио Страдивари, который привел его в восторг полнотой и красочным разнообразием звучания. Он загорелся желанием сыграть публично на этом инструменте в качестве солиста и начал набрасывать пьесу в сонатной форме
для альта и оркестра. В ней он задался целью во всем блеске показать виртуозные возможности этого инструмента. Кроме того, он написал несколько камерных ансамблей с участием альта. Газета «Морнинг пост» сообщала 15 мая: «На вечере, данном на днях доктором Биллингом, Паганини, Мендельсон и Линдлей сыграли трио для альта, гитары и виолончели (сочинение Паганини). Мендельсон исполнял на фортепьяно партию гитары, искусно, в истинно художественной манере импровизируя бас. Игра Паганини на альте в ансамбле была подлинно классична — никаких фокусов, скачков и пропусков, все пассажи были исполнены правильно и красиво, в таком же стиле играл на виолончели Линдлей. Сочинение отражает возможности синьора, оно очень доступно по музыке, но вместе с тем написано учено и необыкновенно впечатляюще».

Спустя год, 28 апреля 1834 года, Паганини впервые выступил в Лондоне публично в качестве альтиста. Как отмечала пресса, «зал не был полон, но слушатели собрались исключительно музыкальные. Критика встретила это выступление артиста сдержанно; как и широкая публика, она не проявила склонности признать за альтом прав сольного инструмента и поощрить стремление Паганини к расширению его исполнительских возможностей.

стр.118

+2

143

История любви Паганини и Шарлотты Уотсон

(особенно внимательно читать тем, кто говорит, что в фильме "Паганини- скрипач дьвола" нет ни одного биографического факта)

В феврале 1834 года начались гастроли Паганини в Бельгии, где он выступал впервые. Многие биографы утверждают, что этот Наполеон нашел здесь свое Ватерлоо. Однако версия, идущая от Конестабиле, не соответствует действительности. Концерты Паганини, как и везде, проходили в Бельгии с грандиозным успехом. Верно, впрочем, то, что католическая церковь, пользовавшаяся в этой стране исключительным влиянием, пыталась дискредитировать артиста через контролируемые ею газеты, объявлявшие его безбожником и дьяволом в человеческом обличье.

Инсинуации продажных репортеров не возымели желаемого действия, но реакция публики и прессы на выступления прославленного виртуоза оказалась все же не вполне удовлетворительной. Причиной тому были ошибки самого Паганини, допущенные им при организации концертов. В столице Бельгии артист выступил в сборных программах, в антураже третьестепенных партнеров. Подобного рода программы, пользовавшиеся успехом в небольших провинциальных городах Англии и Северной Франции, в Бельгии не были приняты. Кроме того, публика, учитывавшая утроенные, по сравнению с обычными, цены на билеты, сочла себя обманутой.

Особенно резкой критике подвергались две английские певицы, выступавшие в этих сборных концертах. «Скрипичный голос Паганини с его тысячами разнообразных оттенков особенно ярко подчеркивал холодность и монотонность голосов дочерей Альбиона»,— писал в своей рецензии Фетис.

С одной из них, молоденькой и привлекательной Карлоттой Уотсон, связано последнее «любовное интермеццо» Паганини. Отец Карлотты Джон Уотсон, пианист, преподаватель пения, композитор, аранжировщик и главный музыкальный фактотум театра Ковент Гарден, познакомился с Паганини через Лапора. Знакомство вскоре перешло в дружбу. Артист поселился в доме Уотсона, и последний, сопровождавший его в некоторых поездках в качестве концертного организатора, воспользовался случаем пристроить младшую дочь Карлотту, недурную певицу, в антураж артиста. Увлечение было настолько явным, что лондонские карикатуристы не преминули высмеять пристрастие виртуоза к хорошеньким англичанкам.

В течение 1831—1834 годов Карлотта и ее отец сопровождали Паганини почти во всех его поездках. Закончив гастроли в Бельгии, Паганини вместе с ними выехал в Англию, где, согласно заключенному договору с Уотсоном, должен был дать небольшую серию концертов в Лондоне и совершить месячную поездку по провинциальным городам.

Выполнив свои обязательства, Паганини выступил в королевском театре в бенефис Карлотты. Объявление о бенефисе, характеризующее взаимоотношения Паганини с Уотсоном, гласило: «Мисс Уотсон (дочь мистера Уотсона, композитора королевского театра Ковент Гарден) с почтением извещает, что синьор Паганини, в знак доброго внимания к последним затруднениям отца, великодушно согласился дать бесплатно свой прощальный концерт в ее пользу, который состоится в королевском театре 17 июня и явится последним выступлением Паганини в Лондоне.»

21 июня Паганини покинул Лондон вместе с Карлоттой; он сделал девушке формальное предложение, которое ею было принято. Честолюбивая и расчетливая, жаждавшая артистической славы, Карлотта не прочь была стать баронессой, а заодно и обладательницей миллионного состояния. Вставшее на пути к браку препятствие — Карлотта была протестанткой и не выражала желания перейти в католичество — можно было легко устранить во время предполагавшейся поездки Паганини в Америку, где разрешались смешанные браки.

Однако Уотсон, видимо, не удовлетворенный материальными выгодами, которые ему лично сулил этот брак, в последний момент воспротивился ему. Он бросился вдогонку за дочерью и, настигнув ее с Паганини в Булони, вернул в Лондон. Письма Уотсона и Паганини с объяснениями этого инцидента были опубликованы в «Булонском вестнике» и обошли всю европейскую прессу.

Письма Паганини говорят о том, что чем реальнее становились перспективы брака и обладание законной женой, тем менее привлекали они артиста. Несмотря на длительную связь, Паганини, как и во многих других случаях, в конце концов отказался от представлявшегося ему сомнительным «семейного счастья», а Карлотта, которой наскучило столь долгое ожидание капризного возлюбленного, весной 1837 года вышла замуж за некоего мистера Бэли.

http://sa.uploads.ru/t/6pJnZ.jpg

стр.122-124

+5

144

Закат Паганини

Концертами в Англии завершилось европейское турне, начатое великим артистом в 1828 году. Он вернулся в Париж. Цель, поставленная шесть лет назад, достигнута. Паганини — на вершине европейской славы, единственный среди инструментальных виртуозов, добившийся собственным артистическим трудом миллионного состояния. Он на равной ноге с королями, банкирами и прочими сильными мира сего. Честолюбие удовлетворено.

Но какой ценой! Ценой страшного нервного перенапряжения, внутренней опустошенности. Все эти годы огромным усилием воли он заставлял себя забывать о тяжелых физических страданиях, боролся с приступами ужасающей душевной усталости. Скрипка Гварнери дель Джезу, ставшая живой частицей его самого, теперь мирно покоилась в футляре. Он не мог прикоснуться к инструменту, стал почти равнодушным к звукам скрипки, верной спутницы многолетних странствий, свидетельницы его артистических триумфов.

В последние недели пребывания в Париже Паганини охвачен тоской по родине, мечтами о лазурно-голубом небе любимой Тосканы. Артист не был в Италии шесть долгих лет. Уехать, скорее уехать и, если ему еще дарована жизнь, вновь дышать, как он писал, «благоуханным воздухом Данте и Петрарки».

В то время как Паганини стремился вернуться в Италию, его соотечественники уже забыли о нем. Берлиоз рассказывает о своем пребывании в Генуе в 1831. году: «Тогда как я скучал в родном городе Паганини, сам он вызывал восторги всего Парижа. Проклиная злую судьбу, лишившую меня возможности его слушать, я старался, по крайней мере, раздобыть хоть какие-нибудь сведния о нем у его соотечественников; но генуэзцы, как и все обитатели торговых городов, совершенно равнодушны к искусству. Они отзывались весьма прохладно об этом необыкновенном человеке, которого Германия, Франция и Англия принимали с шумным восторгом. Я спросил, где находится дом его отца, мне не могли его указать».

Паганини принадлежало поместье «Вилла Гайона», расположенное в четырех милях от Пармы, этого прекраснейшего сада Италии. По его указанию Джерми купил это поместье за баснословную сумму в триста тысяч лир у графа Джузеппе Кастеллинарда, отпрыска одного из знатнейших аристократических семейств. Здесь он сможет найти душевный покой и отдых. Он имеет на это право.

Решение принято. В расцвете творческих сил пятидесятидвухлетний Паганини покидает концертную эстраду, отказывается от всех ранее заключенных контрактов. Вместе с этим обрывается и деятельность Паганини-композитора, неразрывно связанная с его исполнительским искусством. В дальнейшем он выступает лишь изредка, главным образом с благотворительной целью.

В начале октября 1834 года Паганини приехал в родную Геную. Он пробыл там недолго. Посетил родительский дом на улице Черной кошки, где прошли его детство и юность, могилу матери. Ведь все эти годы, зачарованный золотым миражем, он не только не навестил ее, но не нашел даже времени приехать на похороны той, которая непрестанно, с детских лет вдохновляла его на свершение артистических подвигов.

Из Генуи Паганини уехал в свое поместье «Виллу Гайона». После осмотра этого очаровательного уголка природы, доставившего ему неизъяснимое наслаждение, он отдал дань уважения своей повелительнице, великой герцогине Пармской Марии Луизе, которая еще в Вене «так жаждала у него учиться, когда он выздоровеет».

стр. 124

+3

145

В пост 143 добавлен портрет Шарлотты...

0

146

Элина, спасибо большое.

+1

147

Elina написал(а):

История любви Паганини и Шарлотты Уотсон

(особенно внимательно читать тем, кто говорит, что в фильме "Паганини- скрипач дьвола" нет ни одного биографического факта)

неужели такие находятся...

0

148

Valeriia написал(а):

неужели такие находятся...

Очень много в рецензиях встречала, что сюжет не биографичный и вся история с Шарлоттой - выдумка. Это к вопросу о критике, которую поднимали в другой теме. Товарищи критики берутся судить, а при этом сами с биографией Паганини, так попранной по их мнению фильмом, сами не знакомы.

+3

149

Завещание Паганини

Последние три концерта  Паганини состоялись 3 февраля, 9 и 16 марта 1837 года в Турине. Больше он публично не выступал.

Лихорадочные переезды с места на место говорят о том смятенном состоянии, в котором находился в то время артист. В конце января Паганини в Турине, оттуда по предписанию врачей переезжает в Марсель, но вскоре решает посетить Геную. Заболев в дороге, он задерживается на три недели в Ницце и лишь 2 апреля, почувствовав себя немного лучше, продолжает путь.

В Генуе Паганини составляет второе завещание, утвержденное королевским сенатом 27 апреля. Его состояние оценено в громадную по тому времени сумму — один миллион семьсот тысяч франков, не считая драгоценной коллекции музыкальных инструментов. Единственным наследником объявляется двенадцатилетний Ахилл. Сестрам, Элеоноре Квиличи и Бьянки определена пожизненная рента. «Опекуном моего дорогого сына я назначаю маркиза Лоренцо Парето, сына покойного Агостино Парето. Я не упоминаю в этом завещании моего старого друга адвоката Луиджи Гульельмо Джерми, так как он не желал этого. Но рекомендую моему сыну следовать его советам. Я запрещаю устраивать мне пышные похороны, не хочу, чтобы артисты исполняли реквием. Я прошу отцов капуцинов отслужить сто месс по моей душе. Мою скрипку я завещаю городу Генуе, где она должна вечно храниться.»

стр. 131

+2

150

Источник: http://vikent.ru/enc/3184/

Описание концерта Николло Паганини Генрихом Гейне

«Молитвенная тишина царствовала во всём зале. Все глаза были устремлены на сцену; все уши насторожились. Мой сосед, старый меховщик, вынул грязную вату из своих ушей, чтобы лучше впитать в себя драгоценные звуки, стоившие ему два талера. Наконец, на эстраде появилась тёмная фигура, которая, казалось, вышла только что из преисподней. Это был Паганини в своём чёрном парадном облачении: на нём был черный фрак, чёрный жилет ужасного покроя, - быть может, этот покрой предписан был адским этикетом при дворе Прозерпины; чёрные панталоны пугливо трепетали вокруг его тощих ног. Длинные руки казались ещё длиннее, когда он, держа в одной руке скрипку, в другой - опущенный книзу смычок и почти касаясь ими земли, отвешивал перед публикой свои чудовищные поклоны. В угловатых движениях его тела была какая-то жуткая деревянность и в то же время что-то бессмысленно-животное. Казалось, что его поклоны должны были возбуждать неудержимый хохот, но его лицо, выглядевшее при ярком освещении ламп оркестра ещё более мертвенным и бледным, принимало при этом выражение такой мольбы, такого тупого смирения, что смех подавлялся какой-то ужасной жалостью. Кто научил его этим поклонам? Автомат или собака? И что означает его взгляд? Был ли это умоляющий взор смертельно больного, или за этим взглядом скрывалась насмешка хитрого скряги? И кто он сам? Живой человек, который в своей предсмертной агонии на подмостках искусства старается позабавить публику своими последними судорогами, как умирающий гладиатор? Или это мертвец, вставший из гроба, вампир со скрипкой в руках, который хочет высосать если не кровь из нашего сердца, то во всяком случае деньги из нашего кошелька? Такие вопросы теснились в моей голове, пока Паганини с обычными кривляньями отвешивал во все стороны свои бесконечные поклоны. Новее эти мысли сразу оборвались, когда этот изумительный мастер приставил свою скрипку к подбородку и начал играть. Что касается меня, то ведь вы знаете мое второе музыкальное зрение, мою способность при каждом тоне, который я слышу, в то же время видеть адекватную звуковую фигуру. Каждым взмахом своего смычка Паганини вызывал перед моими глазами зрительные образы и картины; языком звучащих иероглифов рассказывал он мне ряд ярких происшествий. Словно игра цветных теней развертывалась передо мною; но сам он со своей скрипкой неизменно оставался главным действующим лицом. Уже при первом ударе его смычка обстановка, окружавшая его, изменилась; он со своим нотным пюпитром внезапно очутился в приветливой, светлой комнате, беспорядочно-весело убранной вычурной мебелью в стиле помпадур. Везде маленькие зеркала, позолоченные амурчики, китайский фарфор, очаровательный хаос лент, цветочных гирлянд, белых перчаток, разорванных кружев, фальшивых жемчугов, золотых диадем из жести и прочей мишуры, переполняющей обычно будуар примадонны. Внешность Паганини тоже изменилась, и притом самым выгодным для него образом: на нём были надеты короткие панталоны из лилового атласа, белый жилет, расшитый серебром, кафтан из светлоголубого бархата с золотыми пуговицами, и старательно завитые в мелкие кудри волосы обрамляли его лицо, совсем юное, цветущее, розовое, сиявшее необыкновенной нежностью, когда он поглядывал на хорошенькую дамочку, стоявшую рядом с ним у пюпитра, в то время как он играл на своей скрипке. И в самом деле, рядом с ним я увидел хорошенькое молодое созданье в старомодном туалете; белый атлас раздувался кринолином ниже бедер, и это очаровательно обрисовывало тонкую талию; напудренные завитые волосы были высоко подобраны, и под этой высокой прической особенно ярко сияло хорошенькое круглое личико со своими блестящими глазками, нарумяненными щечками, мушками и задорным миленьким носиком. В руке она держала бумажный свёрток, и как по движению её губ, так и по кокетливому покачиванию верхней части её фигурки можно было заключить, что она поет; но ухом нельзя было уловить ни одной из её трелей, и только по звукам скрипки, которой молодой Паганини аккомпанировал этой прелестной крошке, мог я угадать, что именно она пела и что переживал он сам во время её пения. О, это были мелодии, подобные трелям соловья в предвечерних сумерках, когда аромат розы наполняет томлением его сердце, почуявшее весну! О, это было тающее, сладострастно изнемогающее блаженство! Это были звуки, которые то как бы встречались в поцелуе, то капризно убегали друг от друга и, наконец, смеясь, снова сливались и замирали в объятье, полном опьянения. Легкой весело порхали эти звуки; так мотыльки, шаловливо дразня друг друга, то разлетаются в разные стороны и прячутся за цветы, то настигают один другого и, соединяясь в беспечно счастливом упоении, взвиваются и исчезают в золотых солнечных лучах. Но паук, паук может положить внезапно трагический конец веселью влюблённых мотыльков. Закралось ли тяжелое предчувствие в юное сердце? Скорбный, стенящий звук, как предвестник надвигающейся беды, тихо проскользнул среди восторженных мелодий, которые излучала скрипка Паганини... Его глаза стали влажны... Молитвенно склоняется он на колени перед своей amata... Но, ах! Нагнувшись, чтоб расцеловать её ножки, он заметил под кроватью маленького аббата! Я не знаю, что он имел против этого бедняги, но генуэзец побледнел как смерть. Он с яростью хватает маленького человечка, обильно награждает его пощечинами, дает ему немало пинков ногою и выкидывает за дверь. Затем он вытаскивает из кармана свой длинный стилет и вонзает его в грудь юной красавицы... В этот момент со всех сторон раздались крики: «Браво! Браво!» Восхищённые мужчины и женщины Гамбурга выражали шумное одобрение великому мастеру, который только что закончил первое отделение своего концерта и кланялся, сгибаясь ещё ниже, ещё более угловато, чем раньше. И казалось мне, что лицо его полно какой-то жалобной, ещё более заискивающей мольбой, чем раньше. В его глазах застыла жуткая тревога, как у обречённого грешника. «Божественно, - восклицал мой сосед меховщик, ковыряя в ушах, - одна эта вещь стоит двух талеров».

Когда Паганини вновь начал играть, жуткий мрак встал перед моими глазами. Звуки уже не превращались в светлые образы и краски; наоборот, даже фигуру самого артиста окутали густые тени, из мрака которых пронзительными, жалобными воплями звучала его музыка. Лишь изредка, когда висевшая над ним маленькая лампа бросала на него свой скудный свет, я мог разглядеть его побледневшее лицо, с которого пока ещё не вполне исчезла печать молодости. Странный вид имела его одежда; она была двухцветная - жёлтая с одной стороны,, красная - с другой; ноги его были закованы в тяжёлые цепи. Сзади него шевелилась фигура, в физиономии которой было что-то весёлое, козлиное; а длинные волосатые руки, по видимому принадлежавшие этой фигуре, временами касались, услужливо помогая артисту, струн его скрипки. Иногда они водили рукой его, державшей смычок, и тогда блеющее, одобрительное хихиканье сопровождало истекавшие из скрипки звуки, всё более и более страдальческие, всё более кровавые. Эти звуки были, как песни падших ангелов, которые согрешили с дочерьми земли, за это изгнаны были из царства блаженных и с лицами, пылающими от позора, должны были сойти в преисподнюю. Это были звуки, в бездонной глубине которых не теплилось ни надежды, ни утешения. Когда такие звуки слышат святые на небе, славословия богу замирают на их бледнеющих губах, и с плачем они покрывают свои благочестивые головы; порой среди этой музыки горя и страданий звучало также и блеянье козлиного смеха, и, слыша его, я замечал на заднем плане множество маленьких женских фигур, которые со злобной весёлостью кивали своими безобразными головками и, дразнясь, со злорадством, пальцами, сложенными для крестного знамения, почёсывали сзади свои маленькие округлости. Из скрипки вырывались тогда стоны, полные безнадёжной тоски; ужасающие вопли и рыдания, какие ещё никогда не оглашали землю и, вероятно, никогда снова не огласят её, разве только в долине Иосафата в день страшного суда, когда зазвучат огромные трубы архангелов и голые мертвецы выползут из могил в ожидании своей участи... Но измученный скрипач вдруг ударил по струнам с такою cилой, с таким безумным отчаянием, что цепи со звоном распались, а его лихой помощник вместе с глумящимися чудовищами исчез. В этот момент мой сосед, меховой маклер, произнёс: «Жаль, жаль! У него лопнула струна - это от постоянного pizzicato. Лопнула ли действительно струна на скрипке? Я этого не знаю. Я заметил лишь, что иной характер приобрели звуки, и внезапно вместо с ними изменились и сам Паганини и окружающая его обстановка. Я едва мог узнать его в коричневой монашеской рясе, которая скорее скрывала, чем одевала его. С каким-то диким выражением на лице, наполовину спрятанном под капюшоном, опоясанный верёвкою, босой, одинокий и гордый, стоял Паганини на выступе морской скалы и играл на скрипке. Происходило это, как мне казалось, в сумерки; красные отсветы вечера ложились на широкие морские волны, которые становились всё краснее и шумели всё торжественнее в таинственном созвучии с мелодиями скрипки. Но чем багровее становилось море, тем бледнее делалось небо, и когда, наконец, бурные воды превратились в ярко пурпурную кровь, тогда небо стало призрачно-светлым, мертвенно-белым, и угрожающе выступили на нём крупные звёзды... и эти звёзды были чёрные-чёрные, как куски блестящего каменного угля. Но всё порывистее и смелее становились звуки скрипки; в глазах страшного артиста сверкала такая вызывающая жажда разрушения, его тонкие губы шевелились с такой зловещей торопливостью, что, казалось, он бормочет древние нечестивые заклинания, которыми вызываются бури и освобождаются от оков злые духи, томящиеся в заключении в пучинах морских. Порою, когда он простирал из широкого монашеского рукава свою длинную, худую голую руку и размахивал смычком в воздухе, он казался воистину чародеем, который повелевает стихиями при помощи своей волшебной палочки. Тогда безумный рёв несся из морских глубин; кровавые волны, объятые ужасом, вздымались вверх с такой силой, что почти достигали бледного небесного купола и покрывали брызгами своей красной пены его чёрные звёзды. Кругом всё выло, ревело, грохотало, как будто рушилась вселенная, и всё с большим упорством играл монах на своей скрипке. Мощным усилием своей безумной воли он хотел сломать семь печатей, наложенных Соломоном на железные сосуды, в которых заключены были побеждённые им демоны. Мудрый царь бросил их в море, и мне чудилось, что я слышу голоса заключённых в них духов, когда скрипка Паганини гремела своими самыми гневными, басовыми звуками. Наконец, мне послышались словно ликующие крики освобождения, и из красных кровавых волн стали подымать свои головы освобожденные демоны: чудища сказочно безобразные, крокодилы с крыльями летучей мыши, змеи с оленьими рогами, обезьяны, у которых головы покрыты были воронкообразными раковинами, тюлени с патриархально длинными бородами, женские лица с грудями вместо щёк, зелёные верблюжьи головы, ублюдки самых невообразимых помесей, - все пялили свои холодные умные глаза на играющего на скрипке монаха, все простирали к нему свои длинные лапы-плавники... а у монаха, охваченного безумием заклинаний, свалился капюшон, и волнистые волосы, разметавшись по ветру, словно чёрные змеи, кольцами окружали его голову. Это было настолько умопомрачительное зрелище, что я, чтобы не потерять рассудка, заткнул уши и закрыл глаза. Привидение тотчас исчезло, и, когда я снова взглянул, я увидел бедного генуэзца в его обычном виде, отвешивающим свои обычные поклоны, в то время как публика восторженно аплодировала».

Генрих Гейне, Флоентийские ночи / Избранные произведения в 2-х томах, Том 2, М., «Государственное издательство художественной литературы», 1956 г., с. 397-402.

+4

151

Наконец, на эстраде появилась тёмная фигура, которая, казалось, вышла только что из преисподней. Это был Паганини в своём чёрном парадном облачении: на нём был черный фрак, чёрный жилет ужасного покроя, - быть может, этот покрой предписан был адским этикетом при дворе Прозерпины; чёрные панталоны пугливо трепетали вокруг его тощих ног.

Мдя, до боли в пятках мне это кое-что напоминает... Наверное, вот это:

Мы всё же поймали его - в мешковатых штанах  и сланцах. Самый большой вопрос вечера: «Во что одет Дэвид?». Симфонический оркестр Милана «Джузеппе Верди» был одет с иголочки, а Дэвид с его старыми джинсами и прогулочными полуботинками был немного не к месту.

+2

152

"Казино Паганини"

Желать себе я мог бы смерти.
Но и желание угасло
В моей измученной душе.

Леопарди

http://sf.uploads.ru/t/jxVQE.png

Последней трагической страницей биографии Паганини явилось нашумевшее в 1838—1839 годах в Париже дело о так называемом «Казино Паганини». Судебный процесс, связанный с этой темной аферой, отравил последние годы жизни тяжело больного артиста. На смертном одре ему было предъявлено судебное решение, и только смерть спасла его от уголовного преследования.

Биографы Паганини стремятся обычно представить дело о «Казино Паганини» как доказательство ненасытной алчности артиста, чуть ли не как проявление темных
инстинктов его сложной и противоречивой натуры. Конечно, известную роль сыграл в этом дух буржуазного стяжательства, увлекший и Паганини. В ту пору
предпринимательство было в моде среди крупных музыкантов-исполнителей и композиторов.

К случаю с Паганини следует подходить с несколько иной меркой. Оторванный в последние годы жизни от концертной эстрады, обессиленный прогрессирующей
болезнью, раздираемый внутренними противоречиями, Паганини находился в тревожном, неустойчивом состоянии. Вместе с тем, нажитое им громадное состояние являлось соблазнительной приманкой для всякого рода спекулянтов и дельцов. Ему непрестанно предлагали различного рода проекты, соблазняли радужными перспективами легкого увеличения капитала.

В ведении дел Паганини был всегда осторожен: трезво оценивал обстановку, соблюдал свои интересы. Но здесь обычная бдительность изменила ему. Слабые стороны характера артиста умело использовали близкие ему лица, принимавшие участие в этой афере, а болезнь, видимо, уже успела настолько подточить его силы, что он сделался легкой добычей компании сомнительных дельцов.

читать дальше

Главными действующими лицами трагического эпилога жизни Паганини были его старый друг парижский издатель Пачини и жена его генуэзского приятеля Ре-
биццо.

Они ничем не брезговали для того, чтобы втянуть Паганини в аферу. Об этом говорит письмо Флери, одного из участников гнусной интриги, к жене Ребиццо: «Упот-
реби все свои соблазнительные чары, имеющие влияние на него, с тем, чтобы это предложение было принято».

Когда Паганини осознал, что его опутали бесчестные люди, было уже поздно.

В самой идее казино не было чего-либо предосудительного или необычного. В Париже многие музыканты с большим успехом эксплуатировали подобного рода
предприятия.

В 1835 году некий прожектер, итальянец по происхождению, Беттони и агент одной из парижских страховых компаний Флери подали Ребиццо мысль об организации в Париже увеселительного заведения, которое включало бы (помимо концертов, балов-маскарадов, танцевальной музыки) и модное казино с азартными играми «для тех столичных фланеров, которые не слишком поддаются очарованию музыки».

Зная, что Ребиццо является близким другом Паганини, они внушили ему, сколь выгодно использовать деньги и, главное, имя знаменитого артиста в качестве приманки для публики.

Возвратившись в Италию, Ребиццо пытался заинтересовать Паганини этим проектом. Однако артист, всецело поглощенный в то время планом реорганизации пармского оркестра, не обратил должного внимания на деловые предложения своего друга.

После неудачи с «пармским планом» Ребиццо вновь привлек внимание Паганини к «Казино» и сумел склонить его принять участие в их предприятии.

К этому времени группа основных акционеров общества расширилась. Кроме Флери и Ребиццо, в нее вошли граф Шарль Тардье де Птивилль, некие Фумагалли и
Руссо-Дезмеллотри, а также Антонио Пачини. Капитал общества был определен в семьсот тысяч франков и состоял из семисот акций. Паганини был представлен проспект акционерного общества, гласивший: «Общество имеет целью эксплуатацию музыкального и литературного учреждения под названием «Казино». Оно предполагает объединить в нем все роды искусств: музыку, художества, литературу и тому подобное — с целью доставить публике и многочисленным иностранцам, приезжающим в Париж, развлечение музыкой, танцами, изящными искусствами, разговорами, чтением, прогулками, доставить полезный отдых и самые разнообразные развлечения».

От Паганини предусмотрительно утаили, что эта широковещательная реклама явилась лишь ширмой, за которой скрывался самый тривиальный игорный дом. По мысли организаторов общества, он-то и должен был приносить основной доход. Паганини, не знавшего об этом, привлекала главным образом культурно-просветительная сторона этого дела. «Казино», по его мысли, должно было стать своего рода Академией изящных искусств для поощрения молодых талантов. Он серьезно рассматривал и обсуждал вопросы ежегодных симфонических концертов, разработал подробную инструкцию, которой предусматривал расположение оркестра, стиль художественного исполнения, выбор солистов. Во всем этом нетрудно увидеть отголоски идей, положенных артистом в основу «пармского плана».

Общество «Казино» купило старинный отель Гимар, с обширным парком. К отелю была пристроена ротонда. Комплекс этих зданий вместе с парком и образовывали
«Казино», которому Паганини легкомысленно дал свое имя.

Однако с самого начала «Казино Паганини» подстерегали неудачи. Предполагавшееся 2 ноября открытие пришлось перенести на 25 ноября, так как вся парижская
публика была привлечена начинавшимися 1 ноября гастролями венского танцевального оркестра под управлением Иоганна Штрауса-отца.

Приехавший поздней осенью 1837 года в Париж, Паганини, намеревавшийся лично провести первый концерт в этом музыкальном дворце и выступить в качестве солиста, был вынужден отказаться от этого вследствие резкого ухудшения состояния здоровья.

25 ноября 1837 года роскошно отделанное «Казино Паганини» открылось концертом, в программу которого входили: увертюра Бетховена «Фиделио», кантата Пуньи, концерт для флейты в исполнении Фриша — артиста оркестра Штрауса, и концертштюк Вебера в исполнении пианистки Клары Лавди, дочери одного из английских друзей Паганини Дугласа Лавди. Концертом дирижировал скрипач и композитор Сезар Пуньи, впоследствии автор популярных балетов, знакомый Паганини по Генуе.

Деятельность «Казино Паганини» оказалась недолговечной. 31 января 1838 года полицейские власти закрыли и опечатали здание, обнаружив, что здесь происходят
азартные игры, запрещенные французскими законами. Этим было предопределено банкротство общества, так как выручка с концертов, в которых отсутствовала главная приманка для публики — Паганини (он так ни разу и не выступил, несмотря на широковещательную рекламу), была недостаточной для покрытия расходов.
Паганини, как крупный держатель акций, неожиданно для себя оказался запутанным в судебный процесс, получивший широкую общественную огласку. Артиста приговорили к уплате ог- ромной суммы кредиторам общества, а до уплаты его должны были заключить в долговую тюрьму Сен-Пелажи.

Адвокаты Паганини подали кассацию на решение суда, и процесс этот тянулся вплоть до самой смерти артиста.

Бесконечные вызовы в суд, волнения, связанные с широкой оглаской дела «Казино» в прессе, а к тому же еще и нелепая история с письмом в газеты Дугласа Лавди,
в котором он чернил артиста и требовал с него еще каких-то фантастических сумм, якобы когда-то им одолженных, гибельно отражались на здоровье Паганини.

В эти мрачные месяцы Паганини, почти совершенно потерявший голос, вынужден был отказаться от всяких общественных связей. Почти все дни он проводил в одиночестве, оторванный от внешнего мира, и даже его любимый сын Ахилл не мог сколько-нибудь облегчить его страдания.

Разочарование в друзьях, клевета и инсинуация продажной прессы — все это ввергло его в состояние, близкое к отчаянию. «Компания «Казино»,—писал он Джерми,— состоящая из воров и грабителей, находится на краю банкротства. Когда-нибудь Ребиццо пожалеет, что обошелся со мной так варварски. Он причина всех моих несчастий»...

стр. 132 - 136

+3

153

Александр Галицкий
                                           «Браво! Николо Паганини!»

Орлиный профиль, чёрный волос
И плащ, как крылья тёмных сил,
Но, крик души – небесный голос –
С величьем Гения творил!

Таланту путь ковром не устлан –
Стеклом в ботинках устлан он.
Рвались подпиленные струны-
На ноте «Боль» – сорвавшись в стон!

И звук одной дрожащей струнки
Такой гармонией блистал,
Что в восхищении застыли
Все лицемеры... Он играл!

Смычком, как молнией, пронзая
Пространство Лиры, Царство Муз,
Небесным звуком заполняя
Души и музыки союз.

И, так играл, что те, кто слушал,
Коварство, с завистью сплотив –
Рыдали чёрствостью их души
Бездарно век земной прожив.

Маэстро скрипка и поныне,
Как арфа райская, поёт.
Браво – о! Николо Паганини!
И жизнь, и смерть – семь звёздных нот...
Звучать, рождённый – Божьим Даром
И после смерти будет жить!

Александр Галицкий.
Поделиться…

+1

154

Источник: http://www.thestrad.com/cpt-latests/pag … ht-lesson/

Паганини, великому скрипачу, предподнесли урок.

Никколо Паганини всегда хвастал, что никогда ничего не делает бесплатно, но однажды он умудрился перехитрить самого себя, когда попытался быть слишком резким.
Во время путешествия ему случилось попасть в большой угаран и его карета сломалась недалеко от загородного дома. Хозяин дома, богатый баронет, посчитал за честь развлечь артиста и послал ему приглашение на большой ужин.
После ужина, маленькая девочка, одна из дочерей хозяев, взяла скрипку, которая «случайно» оказалась в комнате и попросила Паганини сыграть на ней.  Она сопроводила свою просьбу таким молебным взглядом, что он не смог ей отказать.
На следующий день Паганини послал своего секретаря к баронету с благодарностью за гостеприимство и в тоже время выставил небольшой счёт в 50 фунтов за вчерашнее выступление. Баронет расплатился без слов и немного погодя, карета Паганини двинулась в путь.
Едва она проехала главные ворота, как двое крепких конюхов вышли вперёд и схватили коней под уздцы. Паганини высунул голову из окна и спросил, что всё это значит. «Это от сэра Такого-то и Такого-то», был ответ «небольшой счёт в 50 фунтов за питание и проживание». Лицо Паганини помрачнело. Очень медленно, не говоря ни слова, артист вытащил свой кошелёк и вернул чек, который только что получил.

Впервые эта статья была опубликована в майском выпуске «The Strad» в 1893 году.

+2

155

Вчера, разбираясь, как и чего там где у скрипки, (понесло что-то со скрипками :)), наткнулась на фотографию, вызвавшую щенячий восторг и желание поделиться с Вами сокровищем :) Чувство Шампольона в момент, когда он понял, что может прочитать египетскую надпись, когда он в обморок грохнулся со своим Розеттским камнем... :) Дагерротип (первая фотография на посеребренной медной пластине, проявленная парами ртути, кстати, оказывается, и Пушкина такой снимок есть, доказано, что подлинник), так вот - ФОТОГРАФИЯ, а не портрет Паганини!!! Вау! все такое :) Все-таки есть разница, согласны, портрет художника или живое фото ("Слышал я Вашего Шаляпина, мне сосед вчера напел, такая гадость :)") ну думаю, завтра девочкам выложу, кто не видел... Захожу утром (о преступление, с работы, чего стараюсь не делать), и первое, что натыкаюсь - на эту группу и коллаж, где частично это фото... Вот облом-то... А сегодня еще наткнулась на исследование, где достаточно убедительно о том, что это подделка, ну еклмн, ну в те-то времена, и тогда надувательство... Слов нет. Но тем не менее, все-таки реальный дагерротип 19 века, хоть косили, но наверно - во многом похоже, кому интересно, выкладываю:

http://sa.uploads.ru/t/wLTse.jpg

+2

156

огромные какие руки (ладони и пальцы) размером с голову, скрипка аж теряется в них...

0

157

Да, руки что надо. Читала, что эта анатомическая особенность позволяла ему, переходить из одной позиции в другую, не отрывая большого пальца. (за точность перевода не ручаюсь, т.к. переводила с итальянского).

0

158

Паганини с брызгами кубизма                   
                                            http://sa.uploads.ru/t/nvsfI.jpg
художник Мязин(к сожалению умер)

+2

159

Elina написал(а):

Elina написал(а):вы представляете размах фантазии тогдашних венских фанатов?)))...мы ещё скромные по сравнению с ними)))..."шницель а-ля Дэвид" - надеюсь дожить до этого момента))))))......

А я - надеюсь не дожить... :)))))))))

+1

160

Программа концерта Паганини в Лондоне в театре Дрюри-Лейн 10 сентября 1833 г.

http://sf.uploads.ru/t/fqp4k.png

Н.Паганини - с портрета маслом Дж. Изола (1835 г.)

http://sf.uploads.ru/t/p7ebw.png

+3


Вы здесь » DAVID GARRETT RUSSIAN FORUM » Классические музыканты » Никколо Паганини