Читаю "Контракт Паганини" Ларса Кеплера
"...Что ты будешь играть? Ты хотя бы решил?
— Равеля.
— Равеля? Не занимавшись? — рассмеялась Грета и спросила: — А если серьезно?
— «Цыган» Равеля — и ничего другого.
— Аксель, прости, но это же безумие, сам понимаешь. Сложная пьеса, очень быстрый темп. Ты слишком самонадеян.
— Я хочу играть, как Перлман, но не торопясь… потому что на самом деле здесь не нужен быстрый темп.
— Аксель, в этой пьесе быстрый темп обязателен, — улыбнулась Грета.
— Да, если ты заяц и за тобой гонятся… а волк может позволить себе никуда не бежать.
Грета утомленно взглянула на него:
— Где ты это вычитал?
— Приписывают Паганини.
....Он остановился перед зеркалом, недолго порассматривал свое голое семнадцатилетнее тело, а потом направился в музыкальную студию. Постоял у двери спальни, подошел к роялю и вынул скрипку из футляра. Положил ее на плечо, шагнул к окну и посмотрел на зимнее утро: ветер сдувал снег с крыши, и снег летел длинной вуалью. Аксель по памяти заиграл «Цыган» Мориса Равеля.
Пьеса начиналась печальной румынской мелодией, медленной и насыщенной, но потом темп убыстрялся. Мелодия становилась ускоряющимся эхом себя самой, словно секундное искристое воспоминание о летней ночи.
Она летела вперед.
Аксель играл, потому что был счастлив, не думая — просто позволив пальцам плескаться, танцевать в подвижном журчащем ручье.
Он улыбнулся, вспомнив картину, висевшую в салоне у дедушки. Тот утверждал, что это лучшая версия «Водяного» Эрнста Юсефсона. Ребенком Аксель любил истории об этом существе, которое топило людей, заманивая их своей чудесной игрой на скрипке.Акселю пришло в голову, что он сейчас похож на Водяного — нагой юноша сидит в воде и играет на скрипке. Но в отличие от Водяного с картины Юсефсона Аксель был счастлив.
Смычок летал по струнам все быстрее, пока темп не сделался головокружительным. Аксель не обращал внимания на то, что конский волос развязался и свисал с порожка.
Так и надо играть Равеля, подумал он. Счастливо, без экзотики. Равель — композитор счастья, композитор молодости.
Аксель дал последним звукам подрожать в скрипке и унестись, словно легкому снежку с крыши за окном. "
и слушаю