Вверх страницы

Вниз страницы

DAVID GARRETT RUSSIAN FORUM

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » DAVID GARRETT RUSSIAN FORUM » Классические музыканты » Иегуди Менухин


Иегуди Менухин

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Алексей Викторов. Рыцарь скрипки
Источник http://www.jewish.ru/style/music/2016/0 … 333575.php

http://s6.uploads.ru/t/2GZVL.jpg

«Есть Б-г на свете!» – как-то воскликнул после его концерта Эйнштейн, вслед за которым многие критики стали повторять, что такая игра на скрипке заставляет поверить в Б-га даже атеистов. Он, влюбленный в симфонический оркестр с двух лет, действительно извлекал из инструмента вдохновенный и окрыляющий звук. Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения великого скрипача и дирижера Иегуди Менухина, возведенного в рыцари английской королевой и завоевавшего любовь всего мира.

http://s4.uploads.ru/t/ohSmJ.jpg

Еврейский мальчик, играющий на скрипке, папа и мама, видевшие в нем будущую звезду и делавшие все, для того чтобы она воссияла на мировых концертных площадках. Первые педагоги, приземляющие эти мечты и не замечающие никаких особых дарований ученика. Все это в большинстве своем – одинаковое начало привычных историй из серии «Еврей и скрипка». Только вот продолжение и результат у всех разные. Тем не менее Иегуди Менухин отличался от многих и началом этой истории. Один из самых знаменитых классических музыкантов XX века, будучи еще совсем малышом, незадолго до своего четырехлетия подсознательно почувствовал свое призвание. На грядущий день рождения он попросил у родителей скрипку и концертмейстера в придачу. Что, впрочем, не так уж и удивительно, учитывая, что уже с двухлетнего возраста он не пропускал ни одного концерта симфонического оркестра.
«Еще за пределами моей сознательной памяти была музыка. В 1918 году, когда мне было два года, родители пронесли меня на дневной концерт Сан-Францисского симфонического оркестра и после этого, поскольку все прошло благополучно, регулярно продолжали такую контрабанду до тех пор, пока я не вырос и на меня уже требовался отдельный билет. В последующие годы родители рассказывали, что они тогда взяли меня с собой на концерт, так как не было денег, чтобы пригласить кого-то посидеть с ребенком, – рассказывал Иегуди Менухин. – Самого первого концерта, на который меня взяли, я не помню, но повторяющиеся впечатления сохранились в памяти… Там, внизу, ярко освещенные музыканты, маленькие, но отчетливо видные, они что-то там делают со своими инструментами, производя звуки, и от этих звуков заходится сердце… Взгляд мой скользил мимо дирижера, чье участие в исполнении прекрасной музыки было мне пока еще непонятно, и в конце концов задерживался на концертмейстере скрипок Луисе Персингере. Он время от времени вступал с сольным пассажем, и я научился ждать, предвкушая, когда настанет драгоценная минута и чудесный голос скрипки взлетит до галерки, будоража душу, лаская и чаруя сильнее всех остальных голосов. И однажды на концерте я попросил родителей подарить мне на четвертый день рождения скрипку и Луиса Персингера, чтобы научил меня на ней играть».

Иегуди Менухин родился в семье Мойши и Маруты Менухиных. Родители происходили из России: отец был из Гомеля, а мать – из Ялты. В семье свято хранили обычаи древнего еврейства, назвав сына Иегуди, что означает «еврей». Родители, однако, встретились не в России, а в Палестине. Оба принадлежали к старинным еврейским семьям, в которых верность традициям гармонично сочеталась с европейской образованностью. Вслед за отправившимся изучать математику и педагогику в Университет Нью-Йорка Мойше приехала и Марута. Год спустя они поженились, а 22 апреля 1916 года на свет появился их первенец – Иегуди, позже и две его сестры – Хефциба и Ялта. До трех лет Иегуди говорил преимущественно на идише, а затем мать обучила своих детей еще пяти языкам: немецкому, французскому, английскому, итальянскому и русскому. Нужно сказать, что воспитанием и образованием детей занимались исключительно родители. «Я, например, ходил в школу ровно один день, – рассказывал Иегуди. – Мне было тогда пять лет, и я вполне умел читать, а писать и производить арифметические действия – лишь отчасти. Школьному эксперименту предшествовали грандиозные дискуссии, а из того, что он длился так недолго, видна была готовность моих родителей ухватиться за первый же знак неудачи и вернуться на первоначальные позиции. Единственное утро в школе не причинило мне страданий, я просто был обескуражен. Я мирно сидел в классе, прямо передо мной стояла учительница и долго говорила нечто совершенно мне непонятное. Постепенно я отвлекся и перевел взгляд на окошко. А за ним росло дерево. Дерево это оказалось единственным, что я запомнил и смог описать потом дома. На том мое школьное образование и кончилось. Некоторое время спустя в эту же школу пошла Хефциба и проучилась там целых пять дней, после чего директор пригласил родителей и сообщил им, что у них дочь умственно отсталая. Хефцибу тоже забрали домой, и не прошло и года, как она уже могла свободно читать и писать. После двух неудач о третьем эксперименте, с Ялтой, даже мысли такой не возникало».

http://s5.uploads.ru/t/5L1UR.jpg

Но вернемся к запрошенной им в четырехлетнем возрасте скрипке. Родители поведали о его просьбе родным и знакомым, и в канун дня рождения коллега отца преподнес ему игрушечную скрипочку. Вряд ли он ожидал реакцию, описанную Менухиным следующим образом: «Жестяная, с железными струнами, прикоснешься – холодная, и с ужасным голосом, жестяным, как она сама. Эта насмешка над моими мечтами впервые в жизни (насколько помню) привела меня в бешенство. Бедняга, наверно, страшно удивился, когда я, услышав ее голос, громко разрыдался, швырнул игрушку на землю и не пожелал больше до нее дотрагиваться. Весьма сожалею, что мой первый скрипичный благодетель наткнулся на такую черную неблагодарность».
Но мечте все-таки суждено было сбыться в виде чека на 800 долларов, присланного из Палестины его бабушкой, которая услышала про его музыкальные наклонности и отнеслась к ним серьезно. Так в их доме и завелась скрипка. Первые шаги овладения инструментом оказались для него очень трудными вследствие укороченности рук. Педагогу не удавалось освободить от зажатия левую руку, вибрация также давалась ему с трудом. Но когда эти препятствия в левой руке были преодолены и мальчик сумел приспособиться к особенностям строения правой руки, он быстро стал делать успехи. И уже через полгода после начала занятий смог выступить в ученическом концерте фешенебельного отеля «Фермонт», заняв второе место, из-за чего был очень расстроен.

http://se.uploads.ru/t/nMOJj.jpg

Тем не менее даже этот, второй результат способствовал его переводу в семилетнем возрасте учеником к тому самому концертмейстеру симфонического оркестра Луису Персингеру, которого он желал в придачу к скрипке. Правда, увлекшись феноменальными данными мальчика и его быстрым прогрессом, он мало внимания обращал на техническую сторону игры и физические особенности организма Иегуди. Укороченность его рук, не cулившая серьезных опасностей в детстве, с возрастом даст о себе знать.
Следующим учителем был Джордже Энеску, обучаться к которому Иегуди отправился в Париж в 1926 году. Энеску научил Иегуди не только владению инструментом, но и раскрыл перед ним «душу музыки». Под его руководством талант мальчика расцвел, что стало очевидным буквально через год их общения. Энеску повез своего ученика в Румынию, где королева дала им аудиенцию. По возвращении в Париж Иегуди выступает в двух концертах оркестра Ламурё под управлением Поля Паре, а в 1927 году едет в Нью-Йорк, где производит сенсацию первым же концертом в Карнеги-холл. После него и началась мировая слава с неизменными аншлагами на гастролях. Одним из его поклонников был и Альберт Эйнштейн. После совместного с дирижёром Бруно Вальтером берлинского концерта выдающийся ученый, по слухам, прослезился, сказав: «Время чудес ещё не прошло… Наш дорогой старик Иегова по-прежнему в работе».

http://sa.uploads.ru/t/p43qm.jpg

Гастроли продолжались до 1936 года, когда неожиданно для всех 19-летний Менухин на волне огромной популярности отменил все концерты и уединился на полтора года со всей семьей в калифорнийском доме. Свое отшельничество он объяснял необходимостью проверить себя и познать сущность того искусства, которым он занимается. Но, видимо, просто уже в ту пору начали проявляться тревожащие его симптомы болезни рук. К музыке он вернулся лишь в середине 1938 года, а вскоре началась война. К тому времени Иегуда уже являлся отцом двоих детей и не подлежал призыву, но остаться сторонним наблюдателем ему не позволяла совесть. За время войны он дал около 500 концертов в военных лагерях, покоряя сердца солдат музыкой Баха, Бетховена, Мендельсона.

В конце 1943 года он дает концерты в Англии, а затем по пятам наступления союзных армий первым из музыкантов играет в освобожденных Париже и Брюсселе. В Антверпене он дал концерт, когда окраины города еще находились в руках немцев. В апреле 1945 года вместе с Бенджамином Бриттеном выступил перед бывшими узниками освобожденного британскими войсками концлагеря Берген-Бельзен. Он стал первым зарубежным музыкантом, приехавшим в СССР после войны для исполнения двойного концерта Баха совместно с Давидом Ойстрахом. Как знак примирения, дал он в 1947 году в послевоенной Германии концерт с Вильгельмом Фуртвенглером, обвиненным в сотрудничестве с гитлеровским режимом, но оправданным. Правда, это выступление перед немцами вызвало резкое осуждение Менухина среди евреев, увидевших в этом предательство. Несколько лет ему даже не разрешали въезд в Израиль. А допущенного в страну лишь в 1950-м, его всюду сопровождала и охраняла полиция. Но его музыка сломала эту враждебность, и после следующих гастролей в Израиле в 1951-м один из критиков писал: «Игра такого артиста, как Менухин, может заставить поверить в Б-га даже атеиста».

http://s2.uploads.ru/t/RKga6.jpg

Февраль и март 1952 года Менухин провел в Индии, где встречался с Джавахарлалом Неру и Элеонорой Рузвельт. Там же увлекся и изучением теории йогов. Заимствованный комплекс упражнений помог ему преодолеть прогрессирующий недуг правой руки. Его пристрастие к йоге стало и частью его имиджа. Так, на памятном концерте к столетию Берлинского филармонического оркестра он дирижировал Пятой симфонией Людвига ван Бетховена, стоя на голове и тактируя ногой. Поселившись в Великобритании, приняв впоследствии ее подданство, он создал там школу, а затем и фонд своего имени в поддержку молодых музыкантов. Международный фонд его имени действует и в Бельгии. Большую часть доходов от концертов он всегда раздавал на благотворительность, на профилактику вспышек эпидемий и загрязнения окружающей среды. И это помимо проводимых концертов в пользу Красного Креста, жертв немецких концлагерей и многих других мировых проблем, решению которых он стремился помочь. Когда в 1967 году началась Шестидневная война, он обзванивал своих известных друзей и знакомых не просто с просьбой, а с требованием ехать с ним и встать между воюющими для предотвращения кровопролития. По своей натуре он просто не мог оставаться в стороне и быть безучастным. И огромное число премий, почетных званий, медалей и орденов, которых он был удостоен, – это не только результат признания его таланта. Это и благодарность за его дела при жизни, из которой он ушел 12 марта 1999 года.

+7

2

за ссылку спасибо Наталье Дружининой  [взломанный сайт]

0

3

На канале культура как раз идет концерт-Менухин исполняет концерт Бетховена.на бис будет 3-я партита Баха.

+1

4

Надя, Наташа, спасибо!))

+1

5

Наташа,Надя,спасибо [взломанный сайт]

+1

6

Дэвид и Иегуди Менухин
http://s6.uploads.ru/t/ADWXL.png

(мой скрин из документального фильма  ARD/WDR "Deutschland, deine Künstler")

+5

7

Несколько цитат из автобиографической книги Иегуди Менухина "Странствия":

http://s5.uploads.ru/t/CGoNj.jpg

Музыка даётся нам наравне с нашим существованием. Сначала ребёнок кричит, потом учится разговаривать, и тогда до пения ему остаётся только один шаг. Из всех видов искусств только музыкой можно овладеть без специальных знаний, ведь это способ выразить подсознательное, это дар, благодаря которому мы обнажаем сокровенное: душа, разум и сердце открываются через музыку, и притом совсем не обязательно посещать музыкальные занятия. Благодарение Господу, этот прямой путь лежал передо мной. Я полюбил музыку ещё до слов, которыми смог выразить свою любовь, я питался её сырым материалом, когда толком не умел ни писать, ни читать, и я рано познал чудо скрипки в руках и услышал её волшебные звуки, её разговор с другими инструментами, увидел, как она выражает мысли и чувства великих композиторов.

Иегуди Менухин «Странствия»

***************

Только найдя внутренний смысл музыки, я понял значение самого себя, наконец, осознанно вступил в те области, которые до этого были для меня данностью, и перестал считать себя капризом природы. Я уловил нечто такое, что поддерживало меня на протяжении долгих и трудных лет, когда жизнь утратила свою волшебную упорядоченность, когда даже скрипка стала чем-то таинственным. Отныне я знал, что могу сам решать загадки.

Иегуди Менухин «Странствия»

**********

Когда представляешь себе что-то доброе и прекрасное, трудности имеют обыкновение смазываться — возможно, из-за слишком яркого освещения, но когда приближаешься к цели в сиянии славы, масштаб и сложность проблем прорисовываются, увы, всё яснее.

Иегуди Менухин «Странствия»

+8


Вы здесь » DAVID GARRETT RUSSIAN FORUM » Классические музыканты » Иегуди Менухин